Люди по обе стороны украинско-российской границы не желают больше продолжения кровопролитного конфликта в ряде районов Донецкой и Луганской областей. Об этом пишут Мэтью Рожански и Кеннет Яловиц в опубликованной агентством «Reuters» 25 июня статье «Слова Путина не имеют значения – русский народ не жаждет войны».
Россия и Запад конфликтуют вновь.
Россия и Запад с подозрением наблюдают один за одним после попытки Москвы аннексировать Крым и кремлевской поддержки сепаратистов в юго-восточной Украине. Правила игры по обеспечению безопасности, процветания и стабильности в Европе и за ее пределами уже поставлены под сильное сомнение. Некоторые аналитики и комментаторы называют происходящее не иначе, как «новая холодная война».
Решающий же факт заключается в том, что российские граждане в основной своей массе не желают продолжительного конфликта. Внимание силою обстоятельств сфокусировалось сейчас на таких ключевых лидерах, как президенты своих стран Барак Обама, Владимир Путин и Петр Порошенко, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Путин использует агрессивные действия с целью получить поддержку от российского общества. Однако наше внимание следует фокусировать на главном вопросе о том, хочет ли сам народ Российской Федерации возобновления новой конфронтации — или же поддерживает что-то типа «новая холодная война». Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что от решения вооруженного конфликта в Луганской и Донецкой областях напрямую зависит сохранение европейской и мировой безопасности.
Россия не демократия, но она и не тоталитарный Советский Союз.
Возможно, РФ и не такая развитая демократия, как США или ФРГ, но она и не тоталитарный СССР. Обратной стороной путинского авторитарного популизма является поддержка от общественного мнения для удержания легитимности.
После крымских событий рейтинг популярности Владимира Путина с 50% поднялся до 80%, тогда как голоса внутренней оппозиции почти не слышны. Менее образованные, более консервативные и националистически настроенные сегменты российского общества с энтузиазмом поверили, что нападки Путина на Запад происходят из-за игнорирования российских стратегических интересов или угрозе для них.
Данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показывают, что не менее половины россиян согласны с фактом напряженности и недовериия в отношениях с западными странами. Это не есть новый феномен. Расширение на восток военным блоком НАТО, поддержка его странами независимости Косово и «цветных революций» на постсоветском пространстве привели россиян к выводу об использовании Западом их слабости. Тем не менее широкая народная поддержка переходу от подобных антизападных настроений в фазу продолжительной конфронтации вряд ли присутствует.
Большинству россиян претит интервенция против соседней Украины?
Данные другого российского агентства для изучения общественного мнения — «Левада-Центр» — сообщают о самом высоком за последние двадцать лет негативном мнении в отношении Соединенных Штатов Америки. Несмотря на это, «Левада-Центр» и ВЦИОМ подтверждают собранные данные о том, что две трети россиян видят изоляцию от Запада как невозможную и маловероятную.
Также, несмотря на присутствие сильной оппозиции по отношению к новому и пользующемуся опорой на Западе правительству в Украине, больше половины россиян не поддерживают вооруженную интервенцию против этой соседней страны, хотя они и выступают за дипломатическую и экономическую помощь для русскоговорящего населения юго-восточного региона. Российские войска еще находятся у восточной границы Украины, но Путин, похоже, отказался от полномасштабного вторжения — возможно, он склонился к тому выводу, что российскую общественность не устраивает слишком высокая цена за потенциально продолжительный и кровавый российско-украинский вооруженный конфликт.
Если прекращение огня потерпит полную неудачу и приведет к большему кровопролитию, тогда мнение российского общества может дрейфовать в сторону какой-либо поддержки интервенционных намерений. Но пока жители России ожидают от Кремля поддержки их пенсий, здоровья и инвестиций в образование, а также конкретного результата в деле экономической модернизации. Они ждут и принятия незамедлительных мер по сокращению бегства капитала и утечки мозгов, которые негативно влияют на важные показатели ежегодного экономического роста.
Пока Западу было бы вполне разумным делом держать открытой дверь для коммуникации с гражданами Российской Федерации. Наиболее эффективное средство здесь – это поддержание обменов и сотрудничества в области культуры, науки и образования. Влияние от публичной дипломатии необходимо усилить, однако работа в этом направлении должна проводиться с пониманием характерных особенностей России.
Более широкому многостороннему диалогу во всех измерениях надо придать второе дыхание. Он должен включать, прежде всего, торговые отношения, безопасность и права человека. В нем видится участие не только правительственных чиновников, но и университетов, научно-исследовательских центров, гражданских групп и представителей бизнеса. Любые подобные шаги смогут поддерживать надежды тех россиян, которые ценят по-прежнему связи и отношения с Западом и не согласны идти по пути более глубокого конфликта и изоляции.