Не секрет, что в то время, когда на восток Украины прибывали первые боевики из России, большинство сторонников так называемых «народных республик» считало, что в случае чего, Россия и ее президент Владимир Путин смогут «вступиться» за них, и не дадут Киеву подавить поднявший голову сепаратизм, «подогретый» Кремлем путем поставки оружия и большого количества «боевых единиц». Так считали и эти самые «боевые единицы», однако, со временем, в их изрядно уменьшившихся рядах воцарились практически противоположные настроения, диаметрально изменилось и отношение к самому Путину.
Путин решил отказаться от военной помощи террористам.
Как отмечает в своем материале корреспондент американского издания Time Саймон Шустер, еще в апреле один из командиров террористов на востоке Украины по прозвищу Ромашка уверял его, что русские танки хлынут через границу с Украиной им на помощь, когда число погибших «ополченцев» перевалит за 130 человек. Однако, с тех пор погибло гораздо больше боевиков, в том числе сам Ромашка, однако российские танки и другие рода войск на помощь сепаратистам так и не пришли. Это привело к тому, что отношение сепаратистов к Путину кардинально изменилось.
«Его заверения о поддержке сепаратистов теперь кажутся лживыми обещаниями лидерам «повстанцев» и многим их сторонникам в России, и те начали открыто обвинять Путина в трусости и предательстве. Патриотическое «заклятие», которое он наложил на свой электорат, аннексировав Крым в марте этого года, кажется, снято, и его заоблачные рейтинги, вероятно, спустятся с небес на землю», - приводит выдержки из материала Time портал InoPressa.ru.
Более того, апологеты Кремля теперь всячески пытаются навязать мысль о том, что возможность ввода войск была иллюзией, а во всем виноваты сами «ополченцы». Все это необходимо для того, чтобы обелить имидж Путина в глазах его электората и не допустить падения рейтинга популярности хозяина Кремля. «Никто больше не говорит об отправке войск (в Украину – Ред.). Этот разговор окончен, - утверждает Михаил Леонтьев, один из главных мастеров медийных манипуляций российского государственного телевидения. - Теперь люди должны понять, что, если Россия попадется в эту военную ловушку, это будет хуже всего для самих жителей восточной Украины, а также для имеющихся среди них бойцов».
Вместе с тем автор статьи уверен, что «повстанцы» с этим бы не согласились. В своих бесконечных призывах к российскому руководству в последние несколько месяцев они с нарастающим гневом и отчаянием просят Москву прислать войска или хотя бы передовые вооружения. В частности, 19 июня «командующий ДНР», гражданин России Игорь Гиркин, известный также как «Стрелков», заявил следующее: «Надеюсь, совести, если она еще водится в Москве, хватит, чтобы принять меры».
На практике все вышло с точностью до «наоборот», ибо вместо материальной помощи представители «информационной обслуги» Путина начали против Стрелкова кампанию по очернению. Так, один из видных пропагандистов и политтехнологов Кремля Сергей Кургинян на днях прибыл в Донецк, где дал пресс-конференцию, заявив, что командир пророссийских террористов Гиркин «ноет, как баба» и сдал Славянск «без всякого давления со стороны украинцев». Такое заявление из уст автора проекта «Новороссия», который Кремль пытался провернуть на востоке Украины, выглядит вдвойне удивительно, если учесть, что еще в первые недели июня сам Кургинян призывал Путина помочь Гиркину и его людям.
«Однако это было до того, как Путин сделал внезапный разворот в сторону роли миротворца в Украине, - отмечает Шустер на страницах Time. - Его доводы были прагматичными, ибо западные санкции уже разорвали финансовые связи и заморозили банковские счета, которые кремлевские элиты лелеяли годами. Следующий раунд санкций, вероятнее всего, вверг бы российскую экономику в глубокую рецессию, подвергнув риску государственные программы, а стало быть, и доходы верной Путину бюрократии».
Как отмечает далее Шустер, так называемые «повстанцы» - далеко не единственные, кто разглядел в действиях Путина двуличность: российские националисты также начали от него отворачиваться. Он полагает, что Путину будет не просто забыть о данных ранее обещаниях. Проведенный в конце июня текущего года опрос показал, что за военное вторжение на территорию Украины выступает 40 процентов россиян, и, по словам директора «Левада-Центра» Льва Гудкова, данный сегмент российского общества состоит, в основном, из молодых, малообеспеченных и малообразованных националистов, а также из людей старшего поколения, тоскующих по былой славе СССР. Эйфория в этих кругах, вызванная присоединением Крыма, помогла рейтингу Путина вновь подняться выше отметки в 80 процентов.
Нечто подобное, как отмечает Гудков, уже было, когда исторический максимум популярности Путина был зафиксирован сразу после вторжения России в Грузию в августе 2008 года. Тогда его рейтинг подскочил до 88 процентов, а позднее быстро скатился вниз из-за последствий мирового финансового кризиса. «Вероятно, теперь этот обвал повторится, - полагает Шустер. - Российская экономика вновь в стагнации, на этот раз из-за последствий западных санкций, связанных с враждебными действиями против Украины, и уже появились признаки того, что покупатели страдают из-за вызванного санкциями падения покупательной способности российского рубля». Таких приземленных проблем недостаточно, чтобы разубедить шовинистическое меньшинство российского общества, но, как показали последние недели, «Путин - не тот Наполеон, каким он виделся многим из них», - резюмирует Шустер.