Третий уровень санкций ЕС и США против России становится реальностью, которая, по словам лидеров стран Запада, должна принудить российского президента Владимира Путина принять меры по деэскалации ситуации на востоке Украины, прекратить поддержку пророссийских террористов так называемых «народных республик». Вместе с тем пока фактически ничего не меняется, и, по мнению некоторых экспертов, вероятность вторжения России в Украину в том или ином виде все еще высока.
Для Путина важнее внутриполитические расчеты.
После крушения в небе над Донецком пассажирского «Боинга» компании «Малайзийские авиалинии», которое стало следствием артиллерийского обстрела со стороны пророссийских террористов и привело к гибели 298 человек, риторика США и Европейского Союза в отношении Кремля серьезно ужесточилась, и третий этап санкций из теоретической плоскости перешел в практическую. Вместе с тем пока сложно понять, насколько такие санкции способны побудить Путина изменить линию поведения, ибо, вероятнее всего, для него гораздо важнее внутриполитические расчеты, нежели оказываемое международное давление. Об этом пишет в материале для американского издания The Los Angeles Times руководитель центра российских исследований Американского института предпринимательства Леон Арон, выдержки из которого публикует портал Inopressa.ru.
По его словам, последние события вокруг Украины и Крыма привели к тому, что рейтинг Путина, который в конце минувшего 2013 года достиг своего исторического минимума за все четырнадцать лет нахождения у власти, вновь подскочил «до небес». Посему именно это обстоятельство может оказаться для российского президента главным мотивационным фактором, влияющим на его поступки и политику. Все дело в том, что ситуация может вновь обернуться катастрофическим падением популярности в случае, если Путин включит «задний ход» под давлением санкций Запада. «Вскоре Путин, вероятно, осознает, что у той пропагандистской истерии, которую он раздул, существует обратная сторона. Россияне, подхватившие идею о том, что их государство на правой стороне в этом конфликте (на востоке Украины – Ред.), не захотят видеть отступление Путина, физическое или риторическое», — констатирует эксперт. «Путин слишком хорошо знает историю другого диктатора, покойного экс-президента Сербии Слободана Милошевича, который похожим образом добился успеха за счет раздутых националистических настроений, а потом оказалось, что народ обратился против него после того, как НАТО вынудило его прекратить наступление на Боснию и Хорватию», — отмечает Арон в статье для The Los Angeles Times.
По мнению эксперта, в случае если сепаратисты на Донбассе продолжат сдавать позиции, у Путина есть две возможности, которые не являются взаимоисключающими. «Он может объявить, что Украину разрывает «братоубийственная гражданская война», используя это заявление для оправдания прямого военного вторжения России на ее территорию с целью защиты «ни в чем не повинных мирных жителей». В этом случае Путин может, вероятно, прибегнуть к «ливийскому прецеденту», утверждая, что Россия действует точно так же, как Запад в Ливии в 2011 году», — предполагает Арон. Вместе с тем, по мнению эксперта, Путин может выбрать и другой сценарий дальнейшего развития событий — призвать стороны конфликта к немедленному перемирию, за которым последуют «прямые переговоры» между Киевом и пророссийскими боевиками из так называемых «народных республик» на юго-востоке Украины. «В таком случае Запад, вероятно, начнет оказывать давление на Украину с тем, чтобы она прекратила наступательную антитеррористическую операцию и приступила к переговорам», — отмечает Арон. «Разумеется, перемирие под эгидой России, позволяющее сепаратистам сохранить контроль над территориями, которые они на сегодняшний день удерживают, стало бы как внутри- так и внешнеполитической победой Путина», — резюмирует эксперт центра российских исследований Американского института предпринимательства.
Путин с Меркель согласовали таинственный «мирный план».
Как отмечают аналитики раздела «Новости СМИ» журнала «Биржевой лидер», накануне в западные СМИ просочилась информация о том, что Путин и канцлер Германии Ангела Меркель согласовали некий, пока необъявленный, «мирный план», призванный помочь всем сторонам добиться деэскалации и прекращения конфликта на востоке Украины, и, вместе с тем, выйти из ситуации без видимых потерь, «сохранив лицо». В частности, по данным британского издания The Independent, Меркель с Путиным пришли к консенсусу в отношении того, что целесообразным является признание международным сообществом аннексии украинского Крыма Россией, а в ответ на это Кремль прекратит финансовую и военную поддержку боевиков террористических отрядов, орудующих на Донбассе. Согласно упомянутым договоренностям, украинский президент Порошенко откажется от вступления Украины в НАТО, а Путин не будет вмешиваться в торговые отношения Украины с Евросоюзом.
Вторая часть «мирного плана Меркель» подразумевает заключение Украиной долгосрочного контракта с российским «Газпромом» на поставку природного газа с заранее оговоренными ценами. Кроме того, Россия заплатит Украине компенсацию в размере одного миллиарда долларов за потерю арендной платы за дислокацию флотов России в Крыму и в порту Севастополя на берегу Черного моря. Источник The Independent в ближайшем окружении Меркель также сообщает, что данный план станет актуальным, как только расследование неожиданного для политических лидеров крушения «Боинга» в небе над Донбассом закончится с «удовлетворительными» результатами.
Автор: Роман Иванченко