Начало прошлой недели было ознаменовано трагическим сообщением о гибели 17 человек во время обстрела колонны беженцев в Луганской области. Еще одним предметом для обсуждения стал гуманитарный конвой, направленный Российской Федерацией якобы для помощи жителям Донбасса, который добравшись до российско-украинской границы остановился на ней из-за опасений украинской стороны в том, что в КамАЗах может находится амуниция и другие военные грузы для «подкормки» террористов, орудующих на востоке Украины.
Уже в четверг, Министерство иностранных дел Российской Федерации заявляло, что обратилось в Службу безопасности Организации объединенных наций, с просьбой о принятии решения про прекращение огня с обеих сторон на период доставки гуманитарной помощи вышеуказанной колонной КамАЗов на территорию Донбасса. Аналитики раздела «Новости Украины», журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что в этот же день представители Красного Креста выступили с призывом оказания срочной гуманитарной помощи жителям Луганска.
В заявлении Красного Креста говорится, что его представители посетили Луганск, где обнаружили, что и электро- и водоснабжение в городе работает с серьезными нарушениями, из-за повреждений, которые имеются в стратегических объектах инфраструктуры. Многие люди не решаются покидать собственные дома или убежища, в страхе попасть на линию огня, в постоянные обстрелы подвергают опасности жизни тысяч мирных жителей Луганска. «Сотни тысяч людей покидают зону боевых действий и крайне мало гуманитарной помощи было доставлено в места непрекращающихся боев», - подчеркивается в сообщении.
Таня Локшина, директор по Российской Федерации правозащитной организации под названием «Human Rights Watch», вскоре после возвращения из командировки, которую они провела в Донецке, написала на своей официальной странице в социальной сети «Фейсбук»: «Вернулась с востока Украины – но он прочно поселился внутри меня». Через некоторое время после своего возвращения Локшина рассказала в эфире телевизионной передачи «Поделись!» о том, можно ли сравнивать ситуацию, которую ей довелось увидеть в Донецке, с гуманитарной катастрофой, или не же все так плохо, как рисуют средства массовой информации.
Донецк не Грозный.
«Я бы, пожалуй, согласилась, что происходящее в регионе можно назвать гуманитарным кризисом. Очень часто российскими средствами массовой информации, прокремлевскими СМИ используется термин «гуманитарная катастрофа», но про гуманитарную катастрофу я бы говорить не стала», описала увиденную ситуацию Таня. Она также отметила, что после того, как много лет проработала в Чечне, использует термин «гуманитарная катастрофа» очень осторожно, и все то, что ей довелось увидеть в Луганске и Донецке, далеко от тех реалий, которые довелось пережить мирным жителям Грозного. «Это не полностью разрушенные города, это не люди, которые остались совершенно без воды и без продуктов питания, но ситуация, конечно, очень и очень тяжелая», - объяснила свою позицию госпожа Локшина.
Она также рассказала, что вместе со своей группой сотрудников общалась со многими жителями Донецка и Луганска, которые даже в таких жестких условиях отсутствия электричества и с ограниченным количеством питьевой воды, все-таки готовы сражаться. Минимальный набор продуктов питания имеется у каждого в запасе, к тому же, работают многие магазины, и даже продуктовый рынок. Конечно же, ассортимент товара весьма небольшой, но жить на нем вполне реально.
Госпоже Локшиной также был задан вопрос, оказывается ли людям, которые желают эвакуироваться из зоны военных действий хоть какое-то содействие в этом направлении. На это она ответила, что данный вопрос является довольно сложным, по причине того, что «в Украине вообще в очень значительной степени волонтерские организации, волонтеры заменяют собой государственные структуры. То, что ты ожидаешь будет делать государство – делают сами граждане, делают сами люди». Сегодня в основном вывоз желающих из зоны боевых действий, организовывают волонтеры. Вся необходимая информация об этом распространяется, как в Интернете, так и при помощи других методов, специально для людей, которые по каким-то причинам не имеют доступа к Интернету. Чаще всего это простые бумажные объявления, расклеенные по всему городу, в частности Луганску. «Там приводятся как телефонные номера (если вообще телефонная связь работает), так информация о пунктах сбора – из такого то места в такое то время уходит автобус и можно выехать», - говорит Таня.
Она также подчеркивает, что ситуация с людьми, которые вынуждено были перемещены на другое место жительство, весьма печальна. Эти люди не имеют ни денег, ни одежды, ни, довольно часто, документов, поскольку собирались впопыхах, и попросту не подумали о самых важных вещах. А поскольку государство мало чем помогает беженцам, большинство людей выбирают вариант остаться в зоне боевых действий, но зато в собственном доме, чем уехать в неизвестность. Они надеются пережить, перетерпеть, и дождаться освобождения родного города, чем доверится волонтерам, которые, конечно же, помогут, чем смогут, но этого все равно не хватит, чтоб напуганные жители Донецка и Луганска смогли спать спокойно ночью. Каждый делает свой выбор: остаться либо бежать.