В российских СМИ появились сообщения о том, что во время военной агрессии в отношении Украины правительство Российской Федерации нуждается в патриотах-невротиках. В частности, подобное сообщение было опубликовано в российском интернет-издании «Слон».
Корреспонденты издания напомнили случай, произошедший на пляже в Анапе, когда 50-летний мужчина бросил камень в женщину, не поднявшуюся во время исполнения гимна РФ по просьбе ди-джея. Издание сообщает о том, что подобная дикая по своей сути история является свидетельством проявления более общего синдрома интоксикации пропагандой. Действие пропаганды испытывается в равной мере и украинцами, в числе которых также наблюдается подобный признак массового психоза.
Однако, как отмечает издание, на примере журналиста-пропагандиста можно наблюдать давно известный в социальной психологии эффект, носящий название «разрушение манипулятора». Его суть состоит в том, что невозможно манипулировать сознанием других людей без разрушительных последствий для самого манипулятора. И по этой причине в том случае, когда пропагандисты транслируют в массы страх и ненависть, первыми жертвами этого страха становятся именно сами пропагандисты.
Любая пропагандистская кампания предоставляет массу интересного материала для исследований специалистов по психологии и классической психиатрии. Специалисты знают о том, что пропаганда способна вызывать чрезвычайно глубокие последствия у тех, кто подвержен ее воздействию, причем они гораздо глубже, чем это казаться на первый взгляд. Так что не исключено, что последствия пропагандистской кампании, которая продолжается уже более полугода, будут намного серьезней, чем нынешний взлет рейтинговых показателей Владимира Путина.
Также издание отмечает, что основной целью пропаганды является вызывание в индивиде глубинных изменений, при которых трансформации подвергаются его ментальная и эмоциональная структуры одновременно с навязываемыми мнениями. Если это случается, то поведение патриотов-невротиков, которое сейчас не вписывается в рамки нормы, в скором времени перестанет быть девиантным, поскольку станет приемлемым для всех.
Кроме того, издание информирует о причинах, по которых правительству государства необходима подобная трансформация индивида. Все дело в том, требуется коренная перестройка всего механизма общественности под нужды и реалии военного времени с последующим выполнением любых новых задач. Это объясняется тем, что во время военного конфликта наблюдается максимальная мобилизация ресурсов мнения общественности, при этом с течением конфликта постоянно меняются тактические задачи.
Новый тип индивида, который прошел обработку пропагандой, является идеальным для долгосрочных стратегий пропагандистов. Как отмечают корреспонденты издания, именно в данный момент можно наблюдать формирование нового индивида-россиянина, который является частью нового путинского, посткрымского, патриотического большинства. Его главной особенностью является качественная личностная трансформация, а не количественное увеличение.
Россиян форматируют, чтобы президент мог выбирать необходимые средства управления конфликтом.
Обработка индивида пропагандой приводит к ряду следствий. Первым и самым примитивным из них является то, что наблюдается в сознании индивида. Сознание начинает оперировать стереотипами и предубеждениями, при этом от пропаганды получаются как сами предубеждения, так и импульс открытого провозглашения их. При этом сознание оправдывает подобные операции тем, что подобное мнение разделяется большинством.
В условиях обычной жизни политические предубеждения и стереотипы занимают весьма незначительную часть жизни индивида, их активизация наблюдается разве что накануне выборов. Однако во время воздействия пропаганды именно политические стереотипы постепенно занимают все сознание индивида, при этом вытесняются прочие чувства и суждения. Личное мнение индивида подавляется в нем общественным мнением, поскольку последние события обсуждаются везде, их невозможно избежать.
Более того, при воздействии пропаганды в человеке начинают активизироваться побуждения, которые в обычное время почти не осознаются. Прежде всего, пропаганда форматирует страх за свою Родину (к примеру, США хочет захватить РФ) и ненависть к противнику. При этом механизмы самооправдания в индивиде усиливаются пропагандой до той степени, в которой ощущается нужда в них. После этого индивид отбрасывает чувство вины и все остальные чувства, которые в обычное время мешали ему причинять вред другому человеку, при этом остается единственное чувство – ответственность, поскольку его внушила пропаганда.
Среди населения России уже явно заметно сильное влияние пропаганды. Под воздействием военной пропаганды наблюдается стремительная трансформация путинского большинства, при этом данная трансформация является качественное, поскольку меняется население России, а не его убеждения. Некоторые могут утверждать, что подобные изменения только улучшают населения, поскольку люди становятся более патриотичными, однако цена за это соответствующая. За рост патриотического сознания приходится расплачиваться невротическими состояниями, в которых для человека абсолютно нормальным является причинение вреда своему соотечественнику. Кроме того, непонятно, как долго будут длиться подобные невротические состояния среди населения РФ.
Однако следует отметить, что весьма непросто иметь дело с озлобленным, агрессивным большинство с патерналистскими запросами, поскольку немногие политические деятели способны действовать в соответствии с запросами населения такого рода. В России такой политик имеется, поэтому именно под него пропагандисты и форматируют россиян. Это момент является чрезвычайно важным, поскольку население подвержено глубинной обработке для того, чтобы президент имел широкий выбор военных и политических средств для управления конфликтом вместо того, чтобы просто соответствовать запросам населения.
Автор: Вероника Марсина