«Избиратели с решительностью отвергли предложение Шотландии о независимости: против подали голоса 55 процентов. Это больше, чем рассчитывали напугавшие рынки социальные опросы», - констатирует корреспондент The Wall Street Journal Ричард Барли.
«Названный итог подтверждает, что Соединенное Королевство (СК) избежало хаоса, который способен был произойти, если бы Шотландия проявила попытку отделиться после 307-летней интеграции, - анализирует Барли итоги референдума. - Не появится панических настроений по поводу новой шотландской валюты и споров о том, как разделить задолженность. Исчезновение аналогичной неопределенности обязано пойти на пользу экономике и рынкам Британии. Европейские руководители также, скорее всего, вздохнут с облегчением, так как им не придется мучиться неудобным вопросом о членстве Шотландии в Европейском Союзе». Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
«И все же более 1,6 миллиона человек подали свои голоса за независимость Шотландии, - отмечает автор статьи. - Должно осуществиться обсуждение того, какие еще полномочия способна получить Шотландия. Политические руководители также отмечают требовательность новых прав и полномочий для остальных частей СК, у которых не проявлялось возможности высказаться. Приоритет в настоящее время переходит к конституционной реформе, а на грядущий год запланированы выборы».
В самые короткие сроки фунт, кажется, готов подниматься к евро, ценные бумаги Британии, скорее всего, поднимутся в цене, а стоимость золота выровняется, прогнозирует автор статьи. «Впрочем, в долгосрочной перспективе, осуществившееся в четверг голосование предоставило актуальные вопросы о форме правления и сплоченности Соединенного Королевства. Для капиталовкладчиков же политика Британии, вероятно, остается хаотичной и непредсказуемой», - подытожил Барли.
От Лондона ждут конкретики.
Как и итоговый результат битвы при Ватерлоо, результат битвы за Шотландию висел на волоске. Последствия прозвучавшего в четверг «нет» будут значительными, невзирая на то, что последствия позитивного ответа были бы еще существенней.
В основном голосование против независимости значит, что существующий уже 307 лет союз способен выжить. Это, в свою очередь, значит, что Британия сохранит место в «Большой семерке» и в Совете безопасности ООН. Помимо этого, это означает, что Шотландия способна получить больше автономии. Что Дэвид Кэмерон не уйдет со своего поста. Что, если через год, в мае будет основано правительство во руководстве с Эдом Милибэндом (Ed Miliband), оно получит все шансы устоять полный срок, не оказавшись без поддержки большинства к 2016 году, когда шотландцы оставили бы Британию. Наконец, это означает, что социологи правду говорили, что Мадрид будет спать значительно спокойнее, и что в пятницу утром банки начнут работу как обычно.
При том произошедшее демонстрирует для нас много уроков. В первую очередь, разрыв был незначителен, но лидерство было определенно — приблизительно 54% на 46%. Это не столь позитивный итоговый результат, как рассчитывалось несколько месяцев назад, но он явно позитивнее, чем итоги последних опросов. Во вторую очередь, союз спасали женщины. Исходя из опросов, мужчины определенно предоставляли свой голос как «да». Кампания за независимость была в некотором смысле мужской. Мужчины имели желание уйти вместе со своей Шотландией, женщины - нет. Далее, у голосования отмечалась явная классовая подоплека. Богатая Шотландия захотела союз, по этой причине в некоторых традиционно поддерживающих Шотландскую национальную партию (ШНП) областях большинство выбрали ответ «нет». Сравнительно не богатая, лейбористская Шотландия была склонна к «да», и в итоге Глазго, Данди и Северный Ланаркшир оказались в лагере сторонников независимости. Гордон Браун (Gordon Brown) смог частично сдержать данный процесс, однако вопросы, которые остаются в настоящее время перед лейбористами — и перед левыми в целом — менее значительнее его успех не делает.
Некоторым шотландцам результат проведенного референдума предоставит возможность всерьез вздохнуть с облегчением, некоторых — всерьез приведет к отчаянию. У тех, кто имел мечту, что ответ «да» способен привести шотландцев в государство, текущее нефтью, молоком и медом, настроение этим утром будет мрачным. Будущее, которое тысячи шотландцев считали радостным и имели желание увидеть, пропало. Разочарование будет жестоким и сокрушительным. Других — большинство — ожидает радость, перемешавшаяся с тревогой. Голосование продемонстрировало, что Шотландия «делится сама в себе» — причем приблизительно поровну. Исцеление будет тяжелым и долгим. Флагами в настоящее время лучше не размахивать.
Теперь ведущий политический вопрос будет приниматься к решению в Лондоне. На прошедшей неделе Гордон Браун предоставлял обещание, что в пятницу начнется проведение работ над условиями новейшей деволюции. На протяжении последних несколько дней было слишком большое количество адреналина и налитых кровью глаз, поэтому все сегодня чувствуют себя истощенными, и такие обещания способны оказаться опрометчивыми. Однако к концу следующего месяца проект должен быть подготовлен.