Информационная война, как считает украинский ученый Г. Почепцов, является «битвой за современный человеческий разум». Сейчас наибольшего прогресса в данной области добилась именно Россия. «При этом одну информвойну она уже выиграла, но это была масштабная война против своего же народа», - пишет Geopolitika.
В наше время российскую реальность, а если точнее, ее восприятие наиболее активно формирует пропаганда. Процесс, начавшийся в 2001 году с резкого наступления на многие независимые СМИ, достиг сегодня своего апогея. Близкие Москве СМИ формируют виртуальную реальность, которая соответствует интересам Кремля и основана на самых новых политических мифах.
Политические мифы России.
Эти мифы лежат на поверхности и легко соотносятся с 4 главными политическими мифами, которые в свое время выделил исследователь Р. Жирарде. Он эти мифы обозначил кодовыми определениями, а именно - Заговор, Спаситель, т. н. «Золотой век» и Единство. Так, в коварном Заговоре против себя РФ обвиняет именно Запад. Образ Спасителя уже не впервые примеряется на президента Путина, «спасшего» государство после «лихих 90-х». Утерянный Золотой век сейчас связывается с ностальгией по большой советской империи и возможности «по-настоящему угрожать всему миру». Известный Миф Единства, с одной стороны, соотносится с необходимостью сплотиться вокруг т. н. Спасителя, а с иной - с концепцией скандального «Русского мира».
Широкое использование этих мифов быстро подготовило почву для масштабного манипулирования самим общественным сознанием. Пропаганда, усиленная СМИ, на сегодня фактически деформировала все российское общество, прочно его поселив в параллельном мире разных пропагандистских штампов.
Лакмусовой бумажкой для пропаганды РФ стала агрессия против соседней Украины. Можно вспомнить информационный подлог, сделанный на «Первом канале». В их сюжете т. н. «беженка из Славянска» поведала об экзекуции ребёнка, которую якобы с ним осуществили войска Украины. По словам женщины, жестокой расправе подверглась целая семья одного из местных «ополченцев» - мальчика злобные украинцы якобы распяли на доске объявлений, а его родную маму привязали к БТРу и так тащили по всему городу. Вскоре этот сюжет разоблачили как абсолютную ложь. Самое что ни есть интересное заключается в том, что подобного рода истории в ходу были и сто лет назад. «Во времена Первой мировой ходила байка о военных Германии, приколовших штыками к двери небольшого амбара простого канадского солдата», - рассказывают специалисты из издания «Биржевой лидер».
Другой прием пропаганды Кремля известен как «зомбирование». Этот процесс заключается в постоянном повторении определенного рода утверждений, которые не всегда логически обоснованы. Имеет место попытка вбить в сознание людей определенные ассоциации, которые вообще бы не подвергались критике. В случае Украины это, к примеру, постоянное обвинение в фашизме.
При этом «фашизм» как определенное идеологическое и историческое явление здесь ни при чем. Пропаганда использует это слово как специальный символ «абсолютного зла», способный вызвать у большинства аудитории мгновенную реакцию осуждения и отторжения. Неслучайно также и для нужд визуальной пропаганды перед т. н. «референдумом в Крыму» создали плакат, одну половину которого занимало большое изображение контура полуострова, покрытого российским триколором, а при этом другую - тот же контур с колючей проволокой и свастикой. Суть плаката - показать, что выбор якобы лишь такой, и нет другой альтернативы.
К подобной теме относится и «парад пленных» 24 августа в городе Донецке. Во время него по улицам прогнали колонну украинских военнопленных. За движущейся колонной ехала коммунальная машина, мывшая асфальт (всем понятный символический жест). Это все действо определяется как театрализованное одновременно по нескольким параметрам. Во-первых, в этой колонне были не только реальные пленные украинцы, но и пригнанные для массовки заключенные из региональной колонии. Во-вторых, данный «парад» повторял «парад военнопленных немцев», который состоялся 17 июля 1944 года в городе Москве.
При этом «фашизм» как известный штамп пропаганды также не новое изобретение. В нынешнюю пропаганду РФ он перекочевал из далеких советских времен. Немного ранее обвинения в фашизме часто звучали применительно к Балтии.
Также среди многочисленных примеров можно выделить свежее творение НТВ - документальные картины «13 друзей хунты», а также «Еще 17 друзей хунты». В целом вышеупомянутые фильмы ничем особенно не отличаются от другой пропагандистской продукции телевидения РФ. Их создатели вяло манипулируют разной информацией, притягивают за уши всевозможные факты и пытаются их встроить в ранее подготовленную идеологическую конструкцию.
Сейчас можно спрогнозировать, что последствия всего этого скажутся в первую очередь на российском обществе. Его раскол и деформация очевидны. Меньшинство ужасается от агрессии и милитаристского угара, которыми пропитана вся без исключения внешняя политика государства. Большинство слепо и искренне верит, что именно эти самые явления - милитаристский угар и настоящая агрессия - свидетельствуют о силе державы.
«Вероятно, - говорят эксперты, - наибольшее преступление В. Путина заключается в том, что он сегодня сделал с обществом своей страны». Подобная деформация не обещает абсолютно ничего хорошего ни для России, ни для ее ближайших соседей.