Американское электронное издание EurasiaNet недавно разместило на своих страницах интересную статью под названием: «Падение курса рубля больно бьет по экономикам стран Центральной Азии». Как уже видно из заголовка, в ней анализируются печальные последствия ослабления российской национальной валюты для ее ближайших соседей по СНГ. Авторы очень убедительно доказывают существование прямой связи между колебаниями курса российского рубля и состоянием национальных денежных единиц в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
Более того, они утверждают, что девальвация рубля ведет к общему спаду экономического развития в этих республиках, а также к понижению там уровня жизни. «Биржевой лидер» уже подробно освещал ситуацию, сложившуюся на валютных рынках РФ и государств Центральной Азии после головокружительного падения цен на нефть. Хотелось бы теперь обсудить общее влияние западных санкций, введенных против России за ее политику в Украине, на ее партнеров в Среднеазиатском регионе и, вообще, проанализировать перспективы их дальнейшего сотрудничества.
Права ли EurasiaNet, что обвал курса российского рубля к доллару и евро грозит потрясениями экономикам стран Центральной Азии, разбирались аналитики разделов "Новости России" и "Новости стран Центральной Азии" журнала "Биржевой лидер".
Общие тенденции кризисной ситуации.
Если коротко описывать факторы, повлиявшие на появление кризисных признаков в экономической ситуации республик Центральной Азии, то следует упомянуть о самых главных из них.
1. Падение курса рубля летом, а особенно осенью 2014 года привело к падению национальных валют в среднеазиатских государствах. Как известно, российская национальная валюта скатилась до уровня кризисного 2009 года, потеряв с начала 2014 года примерно четверть своей стоимости. Кыргызский сом снизил показатели по отношению к доллару на 12%, таджикский сомони потерял примерно 5% стоимости. Казахский тенге в феврале текущего года уже пережил девальвацию, причем сразу на 19%. А сейчас председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов призывает казахов не беспокоиться о возможности повторной девальвации. Узбекский сум пока меньше всех упал по отношению к доллару – всего лишь на 3%. Пока что сохраняет свои позиции только туркменский манат.
Кыргызский сом:
Казахстанский тенге:
Узбекский сом:
2. Центробанк России уже проводит обширные валютные интервенции, потратив на поддержание курса рубля более 50 млрд. долларов из стабилизационного фонда. Таким же путем идет и ЦБ Казахстана. Периодически искусственно усиливает свою денежную единицу и финансисты Узбекистана. Центральным банкам Кыргызстана и Таджикистана пришлось использовать свои ограниченные резервы для замедления падения курсов национальных валют. Эксперты, в свою очередь, довольно пессимистично оценивают подобную стратегию, полагая, что для экспортеров было бы лучше сохранить низкий курс национальной валюты.
Российский рубль продолжает снижение в ходе торгов на Московской бирже, в очередной раз обновив минимумы к доллару и евро. По данным на 20:25 по Киеву курс доллара расчетами "завтра" подскочил на 34 копейки к предыдущему закрытию и достиг 42,25 рубля. Курс евро к этому времени взлетел почти на 54 копейки до 53,5995 рубля, как отмечают в аналитическом отделе брокера Форекс "Пантеон-Финанс":
3. Резко снизились суммы денежных переводов, отправляемых трудовыми мигрантами из некоторых республик Центральной Азии из России домой. Как известно, в последние годы переводы из-за рубежа были равняются примерно 30% ВВП Кыргызстана и около 50% ВВП Таджикистана. В отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) утверждается, что в Таджикистан из России ежегодно поступает до 4 млрд. долларов денежных переводов, однако, по неофициальным данным – намного больше. Некоторые специалисты утверждают, что реальные суммы ежегодных поступлений могут достигать и 10 млрд. долларов. Теперь в связи с падением курса рубля, мигранты в России смогут купить значительно меньше валюты, соответственно, сократятся и суммы переводов. В Таджикистане уже подсчитали, что бюджет страны до конца года недосчитается нескольких миллиардов долларов.
4. Общее падение российской экономики вследствие санкций может привести к увольнению, а значит и возвращению на родину, сотен тысяч трудовых мигрантов из Центральной Азии. Результатом может стать еще больший рост безработицы в регионе. Во времена кризисных 2009-2010 годов уже наблюдался мощнейший отток мигрантов из России в Среднюю Азию. Многие эксперты считают свержение президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в 2010 году одним из следствий резкого роста безработицы в республике, связанного с возвращением многочисленных трудовых мигрантов из России.
5. Рост курса доллара автоматически приводит к росту потребительских цен. Эксперты МВФ уже подсчитали, что ожидают их увеличение, например, в Кыргызстане в 2014 году на уровне 8%, и 8,9% в 2015 ( и это по сравнению с 6,6% в прошлом году). Схожая динамика ожидается также в Казахстане и Таджикистане. Инфляция в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане может исчисляться двузначными цифрами.
При этом, индекс доллара, который отражает силу курса доллара к 6 валютам, продолжает среднесрочную коррекцию. Анализируя таймфрейм Н1 индекса доллара с 17 октября, эксперты Академии Masterforex-V полагают, что коррекция курса доллара может продолжиться, если цена на графике будет снижаться в район поддержки 85,23 по синей стрелке и преодолеет этот уровень. Целевым уровнем снижения может стать район 85,03. При развороте цены на графике и пробое уровня сопротивления вблизи 85,45, вероятна восходящая коррекция текущего среднесрочного снижения. При росте курса доллара в район 85,60 и 85,76 сила восходящей коррекции может быть подтверждена, а негативные перспективы для курса доллара не будут приоритетными.
6. Снижение курсов национальных валют и общее падение ВВП приведет к практически неизбежному оттоку инвестиционного капитала, как из России, так и из тесно связанных с ней республик Средней Азии. Прогнозы же по росту ВВП в регионе снижены повсеместно, разве что кроме Туркменистана. Нарастание нестабильности в Украине вполне может привести к общему оттоку капитала (как российского, так и западного) вообще из всех республик СНГ.
7. Российские государственные компании теперь будут вынуждены инвестировать больше капиталов в собственную экономику, что неминуемо приведет к сокращению объемов инвестиций в республики Центральной Азии. Напомним, что Москва осуществляет весьма амбициозные энергетические проекты в Таджикистане и Кыргызстане.
8. Российские энергетические компании, действующие в среднеазиатских государствах, в случае продолжения экономического спада могут повысить тарифы на поставки собственной продукции. Сейчас Таджикистан и Кыргызстан полностью зависимы от поставок ГСМ из России, тем более, что они пока осуществляются на беспошлинной основе.
Нет худа без добра, или немного о позитивных последствиях.
Действительно, позитивных последствий от западных санкций не так уж много (как для России, так и для Центральной Азии), но они, безусловно, есть.
1. В Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан в ближайшее время будут вынуждены вернуться из России сотни тысяч (если не миллионы) трудовых мигрантов. С одной стороны, это огромная опасность возникновения социального взрыва в этих странах. Но с другой – прекрасная возможность для реформирования национальных экономик, их диверсификации с упором на развитие малого бизнеса. Ведь нельзя же вечно существовать за счет денежных переводов из-за границы. Это, по меньшей мере, неэффективно, а, как максимум, подрывает национальную безопасность страны.
2. Новые возможности ЦА. В связи с западными санкциями против РФ и ответными запретами Москвы на ввоз многих импортных товаров у среднеазиатских республик открываются новые возможности по поставкам сельхозпродукции на значительный по размерам российский рынок. Соответственно вырастет и рост сферы услуг, а также транспортных оборотов.
3. Основной поток нефти и газа из Узбекистана и Туркмении идет в Китай, причем по фиксированным ценам. Этот фактор во многом минимизирует потери данных республик от западных санкций, направленных против России.
4. Из Средней Азии уйдет преимущественно западный и российский инвестор, что откроет еще большие возможности для китайских инвестиций и, соответственно, дальнейшего отдаления этих республик от РФ. Напомним, что Китай инвестирует миллиарды долларов в энергетический сектор этих стран. Например, по контрактам с Казахстаном его вклады составляют 30 миллиардов долларов; в рамках договоров с Узбекистаном – 15 миллиардов долларов, инвестиции по соглашению о транспортировке природного газа с Туркменистаном достигли 16 миллиардов долларов. Кроме того, Китай предоставил Туркменистану кредиты и помощь на сумму 8 миллиардов долларов и намерен выделить не менее 1 миллиарда Таджикистану. Объем торговли республик Центральной Азии с Китаем в 2012 году достиг 46 миллиардов долларов, что почти вдвое превышает объем их торговли с Россией.