Китайская Народная Республика с ее двенадцатью процентами мирового внутреннего валового продукта представляет в сравнении с Российской Федерацией еще большую опасность для международного сообщества, утверждает 18 ноября журналист и колумнист в американском издании Washington Post Фарид Закария.
На долю РФ приходится всего лишь 2,75% мирового ВВП в соответствии с данными в ВБ (Всемирном банке).
Россия, таким образом, есть значимой, но проходящей через стадию спада силой. Внутренний же валовый продукт Китая уже больше немецкого и японского, взятых вместе.
К тому же, он продолжает расти. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что ВВП КНР все больше опережает аналогичный показатель в Японии (третья крупнейшая экономика планеты) и ФРГ (четвертое по объему производство в мире).
Китаем ведется плавная, но настойчивая кампания по предложению новых альтернатив нынешнему мировому порядку.
Пока Кремль дестабилизирует положение дел в Украине и продолжает свою конфронтацию с западными развитыми странами, представляется резонным назвать Российскую Федерацию Владимира Путина основной проблемой Соединенных Штатов и Запада в целом в данное время. Однако есть государство, которое, хотя оно и не играет своими мускулами, а прокладывает путь терпеливо и спокойно, являет собой еще большие угрозы в долгосрочных перспективах. По мнению Фарида Закарии, политического влиятельного аналитика, это Китай. Его, кстати, в последние годы беспокоит уйгурский сепаратизм.
В ноябре китайский и американский лидеры Си Цзиньпин и Барак Обама договорились по поводу сокращения выбросов парникового газа в атмосферу. Конечно, похвально. Но если же присмотреться внимательно, во всем ином пекинское правительство ведет совершенно другую внешнеполитическую линию. Она направлена на замену отстроенной Америкой международной системы на новую, свою собственную. Если Пекином и дальше будут делаться шаги в этом направлении, то подобное движение приведет к самоиу значительному и опасному изменению в международной политике в течение последней четверти века.
Сейчас многими отмечается растущая националистическая и большей частью антиамериканская риторика Китая. На самом же деле она не пропадала никуда, используясь и ранее пекинскими властями. Что действительно изменилось, так это интенсивность ее. По данным американской газеты «Кристьен сайенс монитор», число статей, в которых обвиняются во внутренних неполадках и трудностях материкового Китая враждебные «западные» силы, растет подобно снежному кому с горы. Материалы с обвинениями «иностранных» и «заморских» сил в правительственном издании People’s Daily в текущем году утроилось в сравнении с предыдущим: за 10 прошедших месяцев 42 штуки, или по одному материалу в неделю.
Более важным является то, что КНР ведет настойчивую и последовательную кампанию с предложениями альтернатив мировой существующей структуре. Летом, например, китайцы обратились с призывом к Индии, Бразилии, России и ЮАР о запуске собственного банка развития вместо Международного валютного фонда. Спустя пару месяцев, в октябре они вложили пятьдесят миллиардов долларов США в фонды Азиатского банка инфраструктурного инвестирования – очевидного конкурента ВБ. Следом в ноябре Пекин объявил о создании Великого нового шелкового пути для наращивания торговли с иными странами.
В Китайской Народной Республике есть силы, которые желаю осуществить переход к постамериканизму от антиамериканизма. Она в производстве общественных услуг и благ желает скорее найти замену существующим международным системам, чем пользоваться их инструментарием. При этом в последние годы, в частности, старательно не интегрирует в собственные планы конкретное государство США. Весной в ходе Совещания по мерам взаимного доверия и взаимодействию в регионе Азии пекинский лидер Си Цзиньпин изрек важную и характерную фразу, сказав, что заниматься азиатскими делами и удерживать безопасность там должны сами народы и страны Азии. Понятен намек, не так ли?!
Китай видит во встраивании в существующие институциональные структуры нечто противное своим историческим глубочайшим традициям. Согласно заключению бывшего госсекретаря Соединенных Штатов Генри Киссинджера в его книге под названием «Мировой порядок», Поднебесная никогда не любила идею глобальной международной системы из равных государств.
Автор этой книги указывает, что Китай на протяжении своего исторического развития определенно рассматривал самого себя единственной суверенной властью в мире. Для китайцев дипломатия была не процессом по достижению договоренностей между рядом независимых заинтересованных сторон, а серией срежиссированных специально церемоний. В их ходе иностранным властям и обществам давалась возможность выразить согласие с назначенным им местом в глобальной иерархической структуре.
Согласно заключению Закарии, следует волноваться вовсе не потому, что пекинские усилия могут привести к успеху. Они могут быть и безуспешными. Но если КНР с ее растущим экономическим и политическим влиянием будет и далее предлагать выбор между каким-то обновленным миропорядком и уже существующим, то это может сформировать условия для рназвязывания холодной войны в Азии. Это же, в свою очередь, будет способствовать уничтожению нынешнего положения вещей, десятилетиями служившего основой процветания и развития азиатско-тихоокеанского региона.
Китай как мировая держава пострашнее России – Фарид Закария
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.