Президент России считает себя во всем правым. В условиях падения национальной валюты он призывает население государства перетерпеть. Но самый крупнейший кризис за весь период его президентства уже начался. Такое мнение изложил в своей статье главный редактор русской редакции DW Инго Маннтойфель.
Содержание недавней ежегодной пресс-конференции президента Российской Федерации, с точки зрения самого Владимира Путина, возможно, удастся сформулировать лишь несколькими словами: внешняя политика Российской Федерации во всех отношениях правильна, а сам он, российский лидер, несмотря на обвал национальной валюты, полностью контролирует ситуацию.
Хоть российский президент и предупредил своих сограждан о том, что предстоит экономически трудный период, однако сразу сказал, что не более чем через 2 года в мировой экономике начнется подъем, а Российская Федерация за счет реструктуризации своей экономики приспособится жить в условиях низких цен на энергоносители. До этого, согласно словам Владимира Путина, крупные золотовалютные резервы Российской Федерации помогут справиться со всеми трудностями. Меры поддержки российской валюты, предпринятые за последние несколько дней ЦБ и правительством государства, российский лидер назвал «абсолютно адекватными».
«Согласно науке о рыночной экономике, существенное (до семнадцати процентов) повышение ключевой ставки является действительно правильным шагом для укрепления рубля. Однако сомнительно, что приведенные президентом России расчеты сбудутся так просто и легко», - отмечает автор.
Хватит ли денег?
«Конечно, валютные резервы в 420 миллиардов долларов (около 340 миллиардов евро) – довольно хороший запас для преодоления как экономических, так и социальных трудностей. Однако, несмотря на сравнительно большую сумму, встает довольно серьезный вопрос: хватит ли этой суммы на решение всех накопившихся проблем? Дополнительные расходы грозят Российской Федерации не только в связи с необходимостью укреплять свою валюту. Кроме этого, Владимир Путин дал обещание, что пенсии, а также оклады бюджетников (доходы двух многочисленных соцгрупп, на которые и опирается его власть), в скором времени будут проиндексированы соответственно фактической инфляции», - пишет Инго Маннтойфель.
Также он отмечает, что вместе с тем в довольно серьезной финпомощи нуждаются банки, а также такие крупные госпредприятия, как «Газпром», «Роснефть» и Российские железные дороги. К концу будущего года компании Российской Федерации, большая часть которых является госпредприятиями, должны вернуть более 130 миллиардов долларов, которые были ими получены в кредит за рубежом. «Все это - в условиях санкций Запада, которые осложнили компаниям государства рефинансирование старых кредитов», - пишет он.
«Как в условиях роста инфляции, таяния золотовалютных резервов, сокращения поступлений в государственную казну от продажи энергоносителей и увеличения ключевой ставки можно вообще добиться уже неоднократно обещанной диверсификации экономики государства - огромный вопрос. В любом случае слишком трудно себе представить, что Российская Федерация или ведущие госкомпании смогут на протяжении ближайших лет осуществить большие инвестиционные проекты в области образования, здравоохранения или инфраструктуры», - отмечает автор.
Структурные проблемы.
Инго Маннтойфель отмечает, что сегодняшние трудности Российской Федерации постоянно усугубляются известными уже давно структурными проблемами экономики государства: народное хозяйство, в основе которого лежит торговля сырьем, нужно преобразовать в новую экономику современной промышленности, высоких технологий и передовой сферы услуг. «Огромный недостаток политики российского президента заключается именно в том, что необходимый курс на модернизацию на протяжении последних четырнадцати лет не был последовательным. В настоящее время агрессивная политика РФ в отношении Украинского государства привела к тому, что российским властям придется осуществлять модернизацию государства не в партнерстве с Западом, а под действием санкций, а также взаимного ощущения угрозы», - пишет он.
Согласно мнению Инго Маннтойфеля, тот факт, что современная модель российской экономики больше не работает, является только одной из частей самого сложного уравнения, из-за которого президент России окажется под давлением: если его экономическая стратегия не принесет успеха, то в ближайшем времени возникнет вопрос относительно политической ответственности за все случившееся.
«Еще одна сторона высоких рейтингов российского лидера среди населения Российской Федерации заключается в том, что в политике государства, кроме него, нет больше человека, который бы годился на роль «козла отпущения». И кто бы ни был премьер-министром и главой Центробанка, в Российской Федерации за все отвечает только Владимир Путин», - отмечает автор.
Также он подчеркивает, что начавшийся кризис является не только экономическим кризисом Российского государства, но и политическим кризисом президента Путина. «На решение кризиса Путин в ходе недавней пресс-конференции фактически попросил всего два года. Интересно, предоставят ли ему данный срок население и элиты государства», - подытожил Инго Маннтойфель.