Персональные санкции против топ-менеджеров и бизнесменов из «самого близкого окружения» президента РФ, по замыслу ЕС и США, должны были надавить на Кремль, однако не затронуть экономику России в целом.
С марта текущего года, когда против них ввели санкции, компании, которые напрямую связаны с Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко, получили государственные контракты в худшем случае на 309 миллиардов рублей, что было равно 8,1 миллиарда долларов по среднему курсу. Соответствующая информация была опубликована агентством «Bloomberg» в середине декабря. Вышеуказанные данные примерно на 12 процентов превышают доход, который выиграли все госструктуры на аукционах и конкурсах за весь прошлый год. Одновременно с этим Bloomberg не стало включать контракт РЖД в свой расчет (стоимость контракта равна 134 миллиардам долларов) и консорциум, в котором участвует СК «Мост», ведь пока не ясно, как участники данного консорциума будут делить полученную прибыль.
Тимченко и Ротенберг практически монополизировали весь рынок государственных подрядов. «Действующий российский президент виртуозно распределяет ренту среди заинтересованных людей, однако теперь он полностью ее монополизирует», - заявил Андерс Аслунд, официальный представитель Петерсоновского института международной экономики.
Ценные банки.
Bloomberg в данный конспект вписывает десятилетний заем, который в начале апреля текущего года получил СМП банк братьев Ротенбергов от государства. Примерно 100 миллиардов рублей, которые должны были быть потрачены на санацию Мособлбанка, были выделены под 0,51 процента годовых. Стоит отметить, что на российском рынке никогда не было таких ставок.
Немного времени спустя СМП банк обратился к Агентству по страхованию вкладов, с просьбой о выделении дополнительных 15,6 миллиарда рублей на оздоровление Мособлбанка. Данную информацию предоставил официальный представитель банка Ротенбергов. Борис и Аркадий Ротенберги, которые владеют 38 процентами акций СМП банка каждый, подпали под санкции Соединенных Штатов Америки 20 марта, а сам СМП банк внесли в санкционный список под конец апреля.
Банк Юрия Ковальчука, давнего товарища Владимира Владимировича, - АБ «Россия» - также подпал под санкции Америки. После того как американское Министерство финансов назвало его «личным банком руководства Российской Федерации», президент РФ демонстративно открыл там счет и дал указание осуществлять перевод его заработной платы именно в этот банк. После того как в отношении банка были введены санкции, Ковальчук, председатель Совета директоров и совладелец банка «Россия», выступил с заявлением, что вслед за Владимиром Владимировичем свои деньги понесли в банк и простые люди. К примеру, одна «пожилая женщина собрала все свои сбережения и открыла счет».
Впрочем, банк поддержало также множество простых вкладчиков, а не только президент. К примеру, в июле текущего года регулятор электроэнергетики «Совет рынка» расторг с Альфа-банком контракт по обслуживанию оптового рынка электроэнергии, а также передал контракт стоимостью в 4 миллиарда рублей банку Ковальчука. Согласно предварительной информации, решение о смене «уполномоченной кредитной организации» было принято в начале апреля «без публичного обсуждения или предварительного уведомления».
Санкции практически не имеют пагубного влияния.
В интервью, которые еще летом давали «подсанкционные бизнесмены», они жаловались на огромное количество личных неудобств, создаваемых «неправомерными» санкциями. Тимченко лишили возможности видеться со своими родными в Европе, а Аркадию Ротенбергу «тяжело» от того, что нарушаются его права. Помимо этого, Владимир Якунин, глава РЖД, рассказал, что не смог поехать в Австралию на отдых «из-за санкций».
Игорь Сейчин, глава «Роснефти», «хотел прокатиться по Америке на мотоцикле» и «показать детям ее природу». Однако по существу, санкции, в качестве инструмента финансового наказания, являются бесполезными. Они практически никому не принесли потерь, кроме Аркадия Ротенберга, у которого италийские власти арестовали виллы и гостиницу в центре Рима, общая стоимость которых составляет 30 миллионов евро.
Остальные, входящие в данный список, обезопасили свои вложения - продали активы или перераспределили структуру владения. Согласно официальной версии Тимченко продал свою долю в швейцарском нефтетрейдере Gunvor (годовая выручка которого 91 миллиард долларов), за день до начала действия санкций Минфина США. Предприниматель продал около 44 процентов акций компании своему партнеру Торбьорну Торнквисту. Продажа акций, как утверждал Gunvor, состоялась «во время ожидания экономических санкций».
Как неоднократно отмечали Gunvor и Торнквист, сделка состоялась «по справедливой цене», однако сумму они не раскрыли. Издание Bloomberg писало, что стоимость пакета Тимченко могла равняться 1,5 миллиарда долларов, если сравнить с иными торговыми фирмами, оценки которых известны.
После этого Тимченко также реализовал и доли в иных активах, которым могли нанести вред санкции Соединенных Штатов, - в частности, доли в бизнес-терминалах в Шереметьево и Пулково и финской авиакомпании Airfix. Холдинговая компания Тимченко под названием Volga Group, которую американские власти отдельно внесли в список, базируется в ЕС, в Люксембурге. Однако в европейский список Тимченко не попал: у него двойное гражданство (российско-финское), а ЕС с правовой точки зрения довольно затруднительно ввести санкции в отношении собственного гражданина.