«Ведущим исследователем в Институте Брукингса Лилией Шевцовой подводятся итоги уходящего 2014 года и делается попытка заглянуть в ближайшее будущее с возвращением сошедшей было на нет с окончанием «холодной войны» конфронтации», - информирует 28 декабря радиостанция «Голос Америки».
Кремль стал этаким минером, бегающим со спичками около им же самим подложенной бомбы против российского самодержавия.
В этом году продемонстрировано, что, похоже, стала действовать закономерность непреднамеренных неких последствий, которая до сих пор не осмыслена российскими руководителями. То есть власти каждый раз совершают действия, имеющие своими результатами последствия, которые их же планам противоречат.
По существу дела, хозяева Кремля, по мнению Шевцовой, превратились в этаких минеров, поджигающих спичками ими же заложенную против себя бомбу. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что череда кризисов вокруг соседней с Россией Украины, военное откровенное вмешательство Москвы туда и события крымской эпопеи, конечно же, породили и спровоцировали ситуацию, последствия которой могут оказаться чрезвычайно драматическими.
Удивительным и малопостижимым образом самыми разными людьми, от политиков до экспертов, в России и за ее границами 2014 год определяется переломным.
И они даже согласны в том, что перелом этот заключается в возвращении Запада и России к конфронтации, свидетельством чему являются положения только что подписанной президентом Российской Федерации Владимиром Путиным новой военной доктрины.
В ней говорится прямо о соперничестве ценностей и моделей для развития западных стран и России. То есть, проще говоря, о столкновении систем, основывающихся на противоположных подходах и принципах. Более того, именно государства Запада и наращивание потенциала их Североатлантического альянса, НАТО, указываются как первая внешняя военная опасность для РФ.
Причины возникшего противостояния можно объяснять различным образом. Есть ряд основных интерпретаций произошедшего. Одна из них есть своего рода прагматически охранительная. Это вариация на темы кремлевской официальной трактовки происходящих событий, и заключается она, если слушать наиболее часто используемые аргументы экспертов, включая даже некоторых либералов и прозападников, в следующем.
Цитируем эту обветшалую аргументацию: «Россия не включена в евроатлантический западный порядок, Западом не уважается Российская Федерация, расширение ЕС и НАТО подтверждают их намерения экспансии, Вашингтон и Брюссель отказываются признать за Москвой достойное и влиятельное место в международной политике, РФ больше не собирается терпеть от НАТО какое-либо ограничение ее суверенитета и угрозы окружения».
Подобная интерпретация порождает неизбежно вопрос: если Кремль взбунтовался против Веймарской политики западных столиц, как утверждается этими «выдающимися» экспертами, то как это увязывается с еще одним их выводом о том, что Запад ослаб, пребывает в упадке, и эпоха его завершена?
Тезисы об упадке и деградации Запада стали официальными выводами внешнеполитической российской доктрины и звучат довольно часто в речах Владимира Путина и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Их тогда так и хочется вопросить: как способен деградирующий Запад нести угрозы Российской Федерации и унижать ее? Между прочим, реальность последних нескольких лет говорит совсем об ином. Западными лидерами делается все возможное, чтобы Путина не загонять в угол. На всем протяжении заканчивающегося года Ангела Меркель, Барак Обама и другие сделали все для спасения лица российского лидера, чтобы не раздразнить чрезмерно Кремль.
Западом даже не признана Россия государством-агрессором после откровенного ее вмешательства в регионы суверенной Украины. Видятся, более того, до настоящего времени абсолютно очевидные проявления и признаки безусловной потери блоком НАТО собственной миссии и кризис в ЕС. Наконец, мы видим попытку Барака Обамы возвратиться к исполнению внешнеполитических договорных обязательств Соединенных Штатов. Трудно отделаться от впечатления, что в данном случае речь идет о попытках прагматиков-охранителей легитимизировать и обосновать российскую агрессивность, являющуюся важнейшим поддерживающим инструментом самодержавия, и попытки продления его существования посредством перевода России на военное положение.
Суть случившегося перелома Лилия Шевцова видит в исчерпанности эпохи постмодернизма, начавшейся с падением Советского Союза и окончанием в 1991 году «холодной войны». Данная эпоха в значительной мере основывалась на отказах Запада от своей идеологии и миссии, от собственных ценностей, на попытках построения политики на основании компромиссов, сделок, имитации «потемкинских сел и деревень». Все указанное и привело к потере либеральными демократиями своего драйва. Как результат, наступила стагнация и потеря вектора движения у мирового сообщества. Оно оказалось в параличе, и 2014 год продемонстрировал это. Коль скоро у западной цивилизацией нет понимания того, что делать с траекторией движения, то мир, конечно же, остановился. Это пребывание в болотной жиже и тине продолжалось бы длительное время, если бы Путиным не был осуществлен переход к новой манере выживания – путем сдерживания Запада. Полем, где опробуется эта манера, есть Украина.
2014 год стал переломным для России – Лилия Шевцова
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.