Евразийский экономический союз вполне может оказаться нежизнеспособным по определенному ряду причин. Именно такого мнения придерживаются в издании «Le Monde». Как считают журналисты, неоднородность данной структуры, а также притязания Кремля на суверенитет центральноазиатских республик вполне могут стать на пути реализации проекта, который так дорог Владимиру Путина, российскому лидеру. Об этом сообщают журналисты издания «Биржевой лидер».
Отметим, что первого января текущего года в силу вступил договор про образование ЕАЭС (Евразийского экономического союза), регионального проекта интеграции. Его целью является объединение большинства государств бывшего Советского Союза, а также государств за его пределами, вокруг общих интересов в экономическом сегменте. Вдохновленный европейским примером ЕАЭС в настоящий момент достаточно плохо скрывает настоящие неоимпериалистические намерения Российской Федерации, «уничтоженной наследницы», которая теперь ностальгирует о разрушенном величии Советского Союза.
Важно понимать, что СССР был обречен на свой провал еще до того, как был образован, так как он основан на реваншистских чувства, а также руководствуется геополитическими, но никак не экономическими соображениями. Именно такого мнения придерживают журналисты зарубежного издания. Чтобы в этом можно было убедиться, достаточно просто посмотреть на то, как данный проект воспринимается в республиках Центральной Азии, которые будут, как предполагается, находиться в самом центре данного евразийского сооружения в непосредственной близости с Российской Федерацией.
Что из этого вытекает?
Напомним, что уже с 2010 года, когда Владимир Путин давал интервью газете «Известия», он не скрывал своего желания образовать ЕАЭС, который станет блоком-конкурентом Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки или Китая, напоминает издание. С тех пор сопротивление и недоверие сопровождают данный процесс в странах, которые выступают потенциальными кандидатами. Украина до кризиса и государства Центральной Азии не готовы отказываться от своего суверенитета, особенно в пользу «вчерашнего старшего брата».
Так, например, Казахстан, страна-основатель таможенного союза пять лет назад, достаточно враждебно относится к какому-либо вмешательству как во внутренние, так и во внешние дела государств-членов, что собственно способно за собой повлечь образование данного союза. Как считает официальная Астана, объединение должно носить исключительно экономический характер. В частности, если членство в ЕАЭС будет противоречить национальным интересам казахстанского государства, то Астана без каких-либо колебаний примет решение о том, чтобы покинуть состав союза.
Важно понимать и то, что покорное вступление Кыргызстана в данный союз мотивировано только гарантией свободного передвижения работников, а также доступом на обширный рынок труда Российской Федерации. Как вам может быть известно, третья часть валового национального продукта данного государства приходится на доходы экономических мигрантов именно в Российской Федерации. Аналогичный аспект проекта ЕАЭС собственно волнует и общественное мнение в России. Таким образом, находясь во власти ксенофобского расизма, жители Российской Федерации частично отвергают проект, так как он будет напрямую способствовать миграционным потокам в страну, чего, как вы понимаете, далеко не все в настоящий момент желают.
Соседний Таджикистан находится в аналогичном неустойчивом положении, что и Кыргызстан, однако по иным причинам. Отметим, что вступление данного государства предусмотрено в среднесрочной перспективе. Таким образом, кроме зависимости от мигрантов, которые работают в Российской Федерации, Таджикистан также беспокоится про безопасность своей границы с Афганистаном, которому после завершения вывода войск Соединенных Штатов Америки грозит гражданская война.
Если же говорить про Узбекистан, то это государство достаточно крепко держится в настоящий момент за свой суверенитет. Правительство относится с недоверием к любым веяниям, которые поступают извне. На текущий момент Узбекистан не проявил желания по поводу того, чтобы вступить в новый союз. Однако интеграция соседей Узбекистана в ряды объединения предоставит в итоге Москве ряд дополнительных средств регионального давления. Именно это и может способствовать тому, чтобы Ташкент в итоге передумал, тем самым приняв то решение, которое необходимо именно Российской Федерации.
Таким образом, ЕАЭС «создается без особо энтузиазма». Кризис в Украине скомпрометировал реализацию данного проекта. Даже если государства Центральной Азии и воздерживаются от осуждения действий Кремля на территории полуострова Крым и Донбасса (Луганская и Донецкая области), их власти укрепились в своем недоверии к коллегам из Российской Федерации, которые остаются все еще «неоколониальной силой». Недоверие данных государств тем более сильно, так как они осознают, что Российская Федерация без колебаний начнет использовать те же самые аргументы и инструменты, что и в Украине, для того, чтобы можно было их заставить вступить в этот союз. Правительства этих стран все прекрасно понимают, поэтому и придерживаются такой тактики.