Резкое падение курса российской нацвалюты в декабре месяце прошлого года привлекло внимание общества к плачевному состоянию экономики одного из самых важных государств мира. На протяжении последних лет Российская Федерация почти превратилась в нефтяное государство - государство с населением в 140 миллионов человек, большинство из которых с высшим образованием, а их благосостояние в большей степени основывается на добыче природных ресурсов. Экономика России сокращается и растет в зависимости от колебаний цен на природный газ и нефть. Когда цена на нефть начала падать, рубль стал очень уязвимым.
Иные развивающиеся государства, такие как Индия, Китай и Бразилия, диверсифицировали свои экономики, положив в основу своего благосостояния технологии и разные отрасли производства. Доказательством этому может быть то, что, зайдя в местный магазин Best Buy, можно увидеть на полках компьютеры, произведенные в Чэнду, и диски из Таиланда, а по дорогам ездят автомобили, сделанные в Корее и Германии. Между тем Российская Федерация не выпускает никакой довольно значимой технологической продукции.
Российские ученые не умеют превращать собственные идеи в коммерческие начинания.
Лорен Грэхэм, историк науки из технологического института в Массачусетсе, потратил несколько лет на то, чтобы выяснить истинные причины этого явления. Согласно его утверждениям, наиболее поразительным в этой ситуации является тот факт, что Российскую Федерацию нельзя назвать «технологическим болотом», поскольку российские ученые сделали огромное количество важнейших научных открытий двадцатого века. Среди этих достижений можно назвать, к примеру, изобретение лазеров, которые стали «пионерами» в сфере компьютерных технологий. Одновременно с этим российские ученые предложили концепцию гидроразрыва, а все остальные идеи по ее доработке были выдвинуты и коммерциализированы другими государствами.
«Как по мне, чрезвычайно серьезной проблемой ученых из Российской Федерации стала неспособность превращать собственные идеи в коммерческие начинания, что, в конечном итоге, стало немаловажной проблемой и всего мира. Чем больший период времени в экономике этого гигантского ядерного государства доминируют не независимый и стабильный деловой сектор, а сырьевые олигархи, тем дольше всему миру придется терпеть попытки бравировать его геополитическим влиянием, которые проявляются самыми непредсказуемыми способами», - отметил ученый.
В настоящее время российские лидеры начали понемногу признавать серьезность вышеуказанного пробела в экономике. Стоит отметить, что Владимир Владимирович Путин в конце декабря в своем ежегодном обращении заявил, что на сегодняшний день крайне важно, чтобы РФ, которую он возглавляет 15 лет, положила конец «зависимости от иностранных технологий». До этого момента все усилия правительства обретали форму централизованных инициатив, включая инициативы в городе Сколково, который российское правительство, при поддержке Массачусетского технологического института, хотело превратить в «Кремниевую долину», вернее, в ее российский аналог.
Помимо этого, как сказал Грэхэм, этого может быть недостаточно. «Российский президент говорит: «Мы должны полностью диверсифицировать российскую экономику, и мы это сделаем», - отметил ученый Массачусетского университета. - Однако, чтобы добиться желаемого результата, им придется внести много коррективов в правовую систему и систему патентования, а также полностью изменить положение инвесторов. Технологии сами по себе развиваться не будут. Для этого нужно создать поддерживающие механизмы».
Коммерческому успеху технологий нужны определенные условия.
Грэхэм отмечает, что за последние триста лет в России возникало огромное количество удивительных научных и технических идей, из которых они не смогли извлечь почти никакой экономической выгоды. Он подчеркивает, что русские неспособны превращать идеи в коммерческий продукт.
«По моему мнению, РФ совершает ошибку. Она совершает ее в настоящее время и совершала ее на протяжении очень долгого периода: русские всегда считали, что секрет модернизации - в самих технологиях. Исходя из этого, они и дальше разрабатывают новые технологии - сейчас они сотрудничают с Массачусетским технологическим институтом в Сколково. Русские уверены, что, если получат новые технологии, тогда сразу же смогут добиться успеха. Однако на самом деле это почти ничего не даст им, поскольку в российском обществе нет условий для коммерческого успеха технологий - это социальные, правовые, политические и экономические условия. Политическая власть страны просто боится сильных предпринимателей, способных заработать большие состояния, потому что в них она видит конкурентов», - отмечает Грэхэм.
Согласно его мнению, некоторые представители правительства хорошо понимают тот факт, что главной основой экономики Российской Федерации должны стать не добывающие отрасли, к примеру, как нефтегазовая промышленность, а интеллектуальные. «Они это знают. Помимо этого, теперь в Российской Федерации появился частный бизнес. Однако там до сегодняшнего дня существует масса препятствий», - поясняет он.
Он подчеркивает, что неспособность РФ извлекать коммерческую выгоду из научных открытий существенно отразилась на современном состоянии страны. «Сегодня РФ, несмотря на триста лет попыток модернизации и индустриализации, остается экономикой, основанной в основном на газе и нефти. Это трагедия, однако лидеры государства продолжают думать, что лучший способ решить данную проблему - это издать новый указ. Неспособность РФ адекватно использовать таланты своих инженеров и ученых является одной из причин, по которым ей не удается стать полноценной демократией», - отмечает Лорен Грэхэм.