Уже много лет Айварас Абромавичус управляет убыточными фондами, но еще ни разу он не руководил чем-то, таким же безнадежным, как экономика Украинского государства. Однако Абромавичус, недавно назначенный министром экономического развития и торговли страны, переполнен энтузиазмом и полностью уверен в том, что он и его коллеги по министерству смогут изменить положение в лучшую сторону. А зависеть это будет от того, дадут ли мировые лидеры Украине достаточно времени для того, чтобы провести реформы в том темпе, на который настроено новое правительство.
Честно говоря, Абромавичус вообще не должен был стать правительственным украинским чиновником. Этот 38-летний распорядитель активов являлся гражданином Литвы. Переехал в Киев он шесть лет назад, когда женился на украинке, которая управляет сельскохозяйственной компанией. Фонд прямого инвестирования этой компании, которым руководил Абромавичус, шведская инвестиционная компания East Capital. Политик отказался от своего гражданства только тогда, когда был назначен на должность министра экономического развития Украины.
В то время гражданами Украины стали еще двое иностранцев: Натали Яресько (гражданка США) и Александр Квиташвили (гражданин Грузии), которых назначили на должности министра финансов и министра здравоохранения соответственно.
Абрамовичуса спросили, по какой же причине изо всех тех, кто управляет фондами и является инвестиционным банкиром, во всем мире выбрали именно его. На этот вопрос он ответил легко и просто, мол, скорее всего, в Киеве не оказалось никого, кто был бы опытнее чем он. По словам политика, East Capital управляет 5-миллиардным портфолио, и в этой компании он является партнером (его доля составляет 372 тысячи долларов).
По западным стандартам это не слишком много, однако этого вполне достаточно. Зарплата Абромавичуса в министерстве – несколько сотен долларов в месяц. Он считает, что Украина нуждается в таких министрах, которые имеют собственные накопления для того, чтобы гарантировать тот факт, что эти люди приходят в политику не для материальной наживы.
Паспорт гражданина Украины Абромавичус получил около месяца тому назад, и он признается, что понимает около 85 процентов того, что говорят на правительственных заседаниях на украинском языке, который он знает достаточно посредственно. Однако Абромавичус считает себя патриотом.
Двумя крупнейшими фондами, управителем которых был Абромавичус, был East Capital Russian Fund, который имеет пятилетний суммарный доход в минус 46 процентов и East Capital Eastern European Fund, суммарный пятилетний доход которого составляет минус 30 процентов. Последний раз эти компании приносили заметный доход в 2011 году. Тут нет вины Абромавичуса: акции восточноевропейских компаний, особенно российских, за последние годы стали демонстрировать довольно-таки слабые показатели. В Украине даже нет фондовой биржи. Это экономическая пустыня.
Украина и валютные резервы.
В начале прошлого месяца объем валютных резервов Украинского государства опустился ниже отметки в 10 миллиардов долларов. И тратятся они с тревожной скоростью: в ноябре месяце потратили 2,6 миллиарда долларов – это немного меньше 3 миллиардов, которые страна надеется получить от Международного валютного фонда в январе.
Если бы курс гривны не поддерживался за счет ограничений на торговые операции с твердой валютой, ситуация была бы еще более плачевной. Украинцы не имеют права обменять больше 3 тысяч гривен на иностранную валюту. Для тех, кому нужно больше валюты, есть черный рынок, но обменный курс на нем превышает официальный как минимум на 20 процентов.
Состояние экономики Украины значительно ухудшилось после того, как был свергнут президент Виктор Янукович. Произошло это в феврале прошлого года. Российская Федерация аннексировала Крымский полуостров и спровоцировала сепаратистский конфликт в промышленных районах на востоке Украины. Временное правительство имело шанс подстегнуть экономическую ситуацию, отменив неэффективную и запутанную системе налогообложения и регулирования, которой могли успешно управлять только олигархи с коррумпированными чиновниками, но оно этим не воспользовалось. Не странно, что украинские облигации со сроком погашения в 2017 году сейчас торгуются по 60 центов на доллар, значительно потеряв в цене с прошлого года.
Андрей Илларионов, который является бывшим экономическим советником лидера Российской Федерации Владимира Путина, а на данный момент экспертом института Катона в Вашингтоне, считает, что к февралю дефолт станет практически неизбежным – если украинское правительство резко не сократит расходы, а также не проведет реформы пенсионной системы и государственных нефтяных и газовых монополий, через которые проходят энергетические субсидии.
Абромавичус же отмечает, что именно этим вопросом и будет заниматься новый кабинет, ведь в его состав вошли опытные профессионалы из частного сектора. Тем более, что они поддерживаются проевропейским парламентов.
В конце года парламентом был принят проект бюджета на 2015 год, быстро подписанный Петром Порошенко. Но этот пакет опубликовали без таблиц фактических расходов и доходов.