Заявления Алексея Миллера относительно того, что Европейскому Союзу нужно поторопиться со строительством следующей ветки «Турецкого потока», сочетают в себе откровенный шантаж и здоровую предусмотрительность. Соответствующее заявление ранее сделал Андрей Гурков, экономический обозреватель DW.
По всей видимости, совсем без угроз в адрес ЕС, своего важнейшего зарубежного клиента, руководство «Газпрома» никак не может обойтись. Как результат, оно продолжает выступать в стилистике «добрые внутри, а на лицо ужасные». На самом деле все они серьезно озабочены дальнейшей судьбой сотрудничества с Евросоюзом, который обеспечивает российскому государственному концерну немалую долю его валютной выручки. Вышеуказанную озабоченность выразил Алексей Миллер, действующий глава «Газпрома», а также 14 января попытался это донести до своего гостя, Мароша Шафчовича, заместителя председателя Еврокомиссии. «Правда, это он доносил до Шафчовича в весьма своеобразной форме, при этом блефуя и шантажируя», - сказал Гурков.
Основной причиной этого беспокойства является дальнейшая судьба нового газопровода под названием «Турецкий поток». Напомним, российский президент Владимир Владимирович Путин принял внезапное решение о его строительстве взамен «Южному потоку» еще 1 декабря прошлого года в ходе визита в Анкару. Кремль дал «Газпрому» сугубо политическую установку: к 2020 году нужно пустить через Турцию российский газ, который в настоящее время идет в Центральную и Восточную Европу транзитом через Украинское государство. Доставлять «этот груз», согласно предварительной информации, нужно к некоему «пункту сдачи», который дислоцируется на границе Греции и Турции.
«В настоящее время ключевой проблемой является тот факт, что в этих краях европейцы не имеют инфраструктуры, способной принимать порядка 50 миллиардов кубических метров газа. «Газпром», таким образом, рискует проложить гигантскую трубу в небытие. Исходя из этого, теперь главной задачей российских европейских партнеров является создание надлежащей газотранспортной инфраструктуры от границы Греции и Турции», - заявил Алексей Миллер в ультимативной форме. Согласно утверждениям главы «Газпрома», на реализацию этого у европейцев есть не более 5 лет: «Это очень жесткий график. Чтобы уложиться в этот срок, работа по строительству магистральных газопроводов в государствах-членах Европейского Союза должна быть начата уже сейчас».
Где эти «другие рынки»?
«Что же будет, если европейцы ослушаются этих указаний Кремля? Эти объемы газа в противном случае могут оказаться на рынках других государств. Другими словами, он публично сказал, что Российская Федерация в ближайшее время сократит объем поставок газа в государства Европы на треть», - сказал Гурков. Если бы СМИ или еще кто-то всерьез воспринял эти слова главы «Газпрома», то это было бы сенсацией дня!
Одновременно с этим все отлично понимают, что Алексей Борисович просто решил использовать один из «покерских приколов, а именно блефом». «Россия на «другие рынки» поставит 50 миллиардов кубометров из пункта сдачи на границе Греции и Турции? Либо же речь опять идет о китайском мифологизированном рынке, который готов принять любые объемы газа из РФ по несуществующим ныне потокам? В таком случае зачем вообще прокладывать этот дорогущий «Турецкий поток»? Или его сначала построят, а потом назло европейцам пустят 50 миллиардов кубов в Китай? Не понимаю!» - возмутился Гурков.
Еврокомиссия сомневается в целесообразности проекта.
«Газпром» не может себе позволить разбрасываться такими клиентами, как ЕС. И топ-менеджмент компании, несомненно, этого не хочет. Поэтому Миллер на публике идет на уступки. Таким образом, он донес до гостя довольно важную мысль: «Свою стратегию, а также дальнейшие действия мы строим согласно плану создания в Евросоюзе Энергетического союза».
Здесь «Газпром» даже бежит впереди паровоза, потому что в самом Евросоюзе еще нет окончательной точки зрения на такого рода союз. Однако Кремль уже сигнализирует о том, что согласен отказаться от прежней стратегии прописывать в договорах с отдельными государствами разные цены и в дальнейшем готов работать с единым покупателем. «Особенно заявление Миллера должно было понравиться Марошу Шефчовичу, поскольку именно он в Брюсселе отвечает за Энергетический союз», - отмечает Гурков.
При этом новый европейский переговорщик по вопросам энергетики после своего первого визита в столицу Российской Федерации сделал более жесткие заявления, чем, по всей вероятности, от него там ожидали. Марош Шефчович совсем не отрапортовал относительно готовности европейцев срочно приступить к прокладке газопроводов именно к той точке «на границе Греции и Турции», которую укажет «Газпром».
Помимо этого, зампред Еврокомиссии выразил сомнения в плане экономической целесообразности идеи с «Турецким потоком», а также поставок газа с юго-востока континента: «Напрашивается вопрос, что должны дальше делать государства Центральной Европы. Необходимо посмотреть, может быть, можно найти какое-то другое и лучшее решение, которое было бы более экономически обоснованным».
Так что после нынешних переговоров в столице России риск того, что «Газпром» в спешке по указанию Кремля проложит трубу в никуда, заметно возрос. Из создавшегося положения выход удастся найти лишь сообща. Марош Шефчович заявил, что поиском решения будет заниматься создаваемая в Евросоюзе рабочая группа на высоком уровне, в которую войдут представители государств Юго-Восточной Европы. Также он пригласил работать в ней Александра Новака, министра энергетики России. «Создается такое впечатление, что реальная судьба «Турецкого потока» отныне зависит исключительно от этой группы покупателей газа у России», - отмечает Гурков.