Джихадизм был образован в процессе бурных событий, которые развернулись на территории Ближнего Востока, когда никакая другая оппозиция там была невозможна. В настоящий момент он связан непосредственно с поиском идентичности. Именно такого мнения придерживается Дирк Месснер, который собственно и пояснил изданию «Deutsche Welle» о том, что же мы наблюдаем в этой зоне.
Таким образом, экономист и политолог Дирк Месснер, который является директором Немецкого института политики развития, рассказал про причины зарождения джихадизма в тех странах, которые расположены на Ближнем Востоке. Также он отметил и то, каковой должна быть долгосрочная стратегия Запада в отношении данного региона.
Что рассказал эксперт?
Как вам может быть известно, уже на протяжении нескольких лет мы наблюдаем за тем, как в исламском мире расцветает джихадистская идеология. Ее представители, во главе с «Исламским государством» (ИГ), в настоящий момент насаждают эту идеологию с невероятной жестокостью. Таким образом, на фоне этих событий, Дирк Месснер решил рассказать о том, каковы же истинные причины подобного развития событий.
В частности, эксперт из Германии подчеркнул следующее: «Все это, в первую очередь, связано с динамикой в самом исламском мире. Такое явление как джихадизм появилось в результате того, что в государствах Ближнего Востока наблюдались бурные события. Там были прямые столкновения с властями. Почти все они были, как это принято называть, авторитарными структурами. Единственно возможная оппозиция была основана на мусульманских религиозных движениях. Существование каких-либо других движений там просто не допускалось. Я говорю, конечно же, про либеральные движения. Такого нельзя было позволить себе на данной территории. И часть данного движения собственно в итоге решила радикализироваться. Именно на фоне этого и было образовано ИГ. Появилась «Аль-Каида».
Отметим, что западным государствам знаком феномена терроризма является «Фракция Красной Армии» в Германии. Эксперт решил объяснить то, что в настоящее время подобные группы на Ближнем Востоке опираются именно на идеологию религии. В частности, Дирк Месснер подчеркнул следующее: «Какие-либо другие варианты либо были бесполезны, либо запрещены. Не стоит забывать и о том, что в 1960-70 годах целый ряд правителей в данном регионе решили причислять себя к социалистам – вроде Гамаля Абдель Насера, президента Египта. Одновременно с этим они решили выстроить и авторитарные структуры власти. В итоге все получилось так, что социализм в глазах арабской общественности в значительно степени себя просто изжил. В это же время существование оппозиции, которая была ориентирована на либеральную демократию, было невозможно. Все дело в том, что либеральные западные общества в разгар холодной войны, а также во имя стабилизации в регионе, решили поддержать авторитарный режим. Я, конечно же, говорю про Соединенные Штаты Америки и Европу. В связи с этим западные страны в итоге были восприняты жителями данного региона в качестве сторонников местных властей. Именно по этой причине собственно и удалось скомпрометировать непосредственно сам либерализм».
Рост джихадизма объясним во Франции.
Подобному явлению есть ряд причин. Большинство из них варятся внутри определенных национальных сообществ. Теракты, которые мы наблюдали в городе Париж (Франция), само собой, также отражают всю изолированность большинства мигрантов-мусульман от французской экономики и общества. Данные люди сталкиваются с проявлениями расизма и безработицей. Таким образом, мы получаем определенный круг проблем внутриполитического характера. Они должны быть разрешены, как вы понимаете, при использовании внутриполитических инструментов.
Помимо всего прочего, немецкий эксперт добавил следующее: «У нас в Германии наблюдается примерно такие же проблемы. Здесь находятся достаточно много молодых мусульман. Они испытывают в настоящий момент серьезные трудности с тем, чтобы можно было устроиться на работу. В данной ситуации появляется вопрос, благодаря какой форме протеста организуются те, кого это затрагивает? Некоторые люди в подобных ситуациях примыкают непосредственно к радикальным группировкам. На фоне этого и образуются протесты. Все очень просто».
Иногда также складывается мнение, что некоторые экстремисты на самом деле следуют, как они считают, тем целям, которые им диктует непосредственно религия. По этому поводу Дирк Месснер отметил следующее: «Лично я считаю, что это напрямую связано с вопросом идентичности. Когда французы, которые исповедуют ислам, начинают понимать, что они теряют национальную идентичность, то они сразу же пытаются найти какие-либо иные способы для того, чтобы можно было обрести идентичность. Находят они ее, как вы понимаете, именно в религии. Абсолютно каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали и признавали. Именно таким, каким является он. Он не думает о том, чтобы меняться. Он хочет придерживаться своих интересов, своей позиции. Именно по этой причине мы и наблюдаем подобные ситуации. Люди просто хотят быть теми, кем они на самом деле являются. Хотят, чтобы их уважали и считались с ними. Когда же этого не происходит, мы собственно и наблюдаем радикальные решения».