По итогам рекордно длинной встречи президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии согласована декларация о поддержке «Комплекса мер по выполнению минских соглашений». «Документ одобрен и завизирован членам Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине - экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, послом России на Украине Михаилом Зурабовым, представителем ОБСЕ Хайди Тальявини и руководителями самопровозглашенных республик Александром Захарченко и Игорем Плотницким», - пишет сайт «Утро. ру».
В фундаменте «Комплекса мер» находятся тезисы предыдущих договоренностей, принятых 5 и 19 сентября прошлого года.
Главной интригой, вызванной подписанием «Комплекса мер», является вопрос, кто выиграл, кто проиграл, и кто остался при своих. Как бы неожиданно это не звучало, но имеются в виду вовсе не основные действующие лица (Украина и самопровозглашенные республики), а Россия и ее президент Владимир Путин. По сумме полученных в Минске бонусов он далеко впереди остальных участников переговоров.
Самая главная его победа состоит в том, что Россия по факту не признана стороной конфликта, хотя на этом еще буквально накануне настаивали многие политики Запада. В Минске Путин выступал в роли основного миротворца, единственного, кто способен на деле повлиять на разрешение конфликта. Без помощи российского президента никаких соглашений сторонам достичь бы не получилось. Это четко осознали участники переговоров, европейские политики Ангела Меркель и Франсуа Олланд.
В результате практически сразу глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер сообщил, что вопрос о санкциях против России перестал быть сейчас актуальным. Получается, что Москве удалось не допустить введения новых санкций, которые стали бы неизбежными в случае неудачных переговоров. Принимая к сведению то, что в Европе мнения по поводу уже существующих санкций в отношении России разделились, есть надежда, что в скором будущем они могут быть смягчены или частично упразднены.
Не менее интересный момент в том, что ни во время переговоров, ни по их окончании не было упомянуто о Крыме. Это может говорить о том, что как минимум ЕС согласен «простить» Путину Крым в обмен на изменение отношения к конфликту на востоке Украины.
Также красиво была решена проблема, связанная с возможным пребыванием российских военных на территории ЛНР-ДНР. Эта тема была одной из основных в давлении на Россию. Новые Минские соглашения предполагают вывод с территории Украины всех иностранцев, принимавших участие в противостоянии. Что показательно, в поддержку такой формулировки активнее всего высказывалась именно российская сторона. Такой пункт позволит ей при желании без особого политического шума отозвать из самопровозглашенных республик своих граждан. О технике и военной амуниции в соглашениях не говорится совершенно ничего.
Относительно выгод других участников переговоров, то они, впрочем, тоже имеются, хотя и не в столь крупных размерах, если сравнивать с российскими. Главным бонусом для ДНР и ЛНР стало признание их территории в новых границах, а также обещание сохранения власти за нынешними лидерами. Серьезным результатом остается и принятие на себя Украиной обязанности выплаты пенсий и социальных пособий людям, проживающим в ДНР и ЛНР.
Украина получает мир и в перспективе 40 млрд. долларов помощи.
Что касается европейской стороны, то ей больше других подходит вариант «остаться при своих». Интенсивные действия, предпринятые лидерами ФРГ и Франции, предоставили им возможность предотвратить большую войну с участием России и стран Евросоюза.
Не совсем неоднозначными выглядят последствия Минских соглашений для Украины. Совершенно понятно, что результаты нынешнего военного поражения Киева будут зафиксированы политически. Это, со своей стороны, может указывать на фактическую утрату им контроля над Донбассом, при том что сохранится необходимость его финансовой поддержки. Весьма обременительной для Украины выйдет и схема восстановления контроля за отрезком российско-украинской границы, проходящим по территории ДНР и ЛНР. Для решения этой задачи ей необходимо будет внести изменения в Конституцию и потребуется приблизительно год.
Однако в то же время согласование новых Минских договоренностей дало возможность ЕС и международным финансовым институтам, выразившим перед этим свою готовность, предоставить Украине беспрецедентную по объемам финансовую помощь. Так, Международный валютный фонд (МВФ) достиг предварительных договоренностей с Украиной о предоставлении ей помощи на 15,5 млрд. евро. Это, однако, не все. «Из вместе взятых различных источников полный пакет финансирования составит около 40 миллиардов за четырехлетний период», - сообщила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Этих средств более чем хватит для стабилизации экономического положения в Украине и начала восстановления экономики государства. Не следует, кроме того, исключать, что в случае, если Киеву удастся «заморозить» конфликт на востоке страны и урегулировать внутреннюю политическую ситуацию, Запад, возможно, предложит Украине некое подобие «плана Маршала». Такое решение может быть обусловлено тем, что за истекшее время западные политики поняли, насколько опасной для самого ЕС может быть потеря Украиной своей экономической и политической стабильности.