В настоящее время наблюдается некий глобальный катаклизм, в итоге которого возвышающиеся империи (китайская и российская), и исламские племена неуклонно затмевают национальное государство. «Для демократии и свободы в мире это может иметь губительные последствия», - пишет Мелани Филипс, колумнистка The Times.
«Перед лицом таких ужасающих событий Запад не может даже осознать размах и истинную природу возникшей угрозы, уже не говоря о том, чтобы вести борьбу за политическое устройство, веру в которое он утратил трагическим образом. Когда на прошлой неделе российские самолеты появились у Корнуолла, британские ВВС были вынуждены поднять истребители из Линкольншира. Но премьер-министр от этой новой провокации отмахнулся, заявив, что «особенной реакции» здесь не требуется», - отмечает Филипс.
Согласно ее мнению, это проявление «политической и военной немощи». «Владимир Путин, этот новоявленный царь Российской Федерации, не только берет во внимание большое нежелание Альянса пресекать его агрессию, а почти наверняка замечает более глубинный процесс. Идет речь о прогрессирующей эрозии идеи национального государства, а также перспективе возращения к мировому беспорядку, существовавшему до Нового времени, - пишет она. - Только национальное государство путем объединяющей граждан национальной идентичности порождает демократию. Такая гарантия территориальной целостности дает возможность поддерживать порядок в мире».
«Арабскому миру эту модель привили после Первой мировой войны. Тогда Франция и Великобритания разделили Ближний Восток и создали такие искусственные государства, как Ливан, Ирак и Сирия. Сейчас, когда эти страны рушатся, арабский мир начал превращаться в театр боевых действий, самым вероятным исходом которых станет возвращение к соперничающим племенным анклавам», - отмечает автор в статье.
«Иран пользуется этим хаосом. Не покладая рук, он расширяет свою исламскую империю», - пишет Филипс.
Согласно ее мнению, способствует этому то обстоятельство, что «США при Обаме отказались от собственной исторической роли полицейского, а также гаранта мировых свобод». Из слов самого американского лидера Филипс делает вывод, что это произошло в связи с неким комплексом исторической вины, «веры Запада в собственный первородный грех». «В течение многих десятилетий он твердит себе, что народы Запада по природе своей колониалисты и расисты... Война с целью защиты народа воспринимается как атавизм... Соответственно, даже программы наподобие иранской апокалипсической войны с Западом были переосмыслены. Это катастрофически сказалось на культурах, где компромиссы считают признаком определенной слабости. Поскольку меры, имеющие военный характер, из инструментария были исключены, оживились те, кто в Западе видит спелый плод, который надо лишь сорвать», - отмечает Филипс.
За «размыванием готовности со стороны Запада защищать народы и демократию» внимательно следят и арабский мир, и Российская Федерация с Китаем, как полагает автор. «Они уверены, что могут заполнить вакуум, расширяя собственные сферы влияния даже вплоть до восстановления Китайской и Российской империй», - отмечает она.
Путин стал нетерпеливым – Саакашвили.
Михаил Саакашвили, экс-президент Грузии, нынешний советник президента Украинского государства, проводя в интервью немецкому изданию Die Zeit параллели между военными действиями в Южной Осетии (2008 год) и сегодняшним конфликтом на территории Украины, сравнил Российскую Федерацию с ненасытным крокодилом.
«Можете проверить, еще тогда, в далеком 2008, я говорил, что следующей целью Российской Федерации станет Украинское государство и, прежде всего, Крымский полуостров, - сказал Саакашвили. - Однако ключевая цель россиян - это Донбасс, город Харьков и сухопутный коридор вплоть до Крымского полуострова и Приднестровья. А после этого Украинское государство лишится выхода к морю. И если крокодила подкармливать, то его аппетит еще больше будет разыгрываться».
Кроме этого Саакашвили заявил, что при первых встречах с Путиным в 2004 году, в период, когда «между ними были нормальные теплые отношения», Путин высказывался, что Украинское государство не является самостоятельным и настоящим. Кроме этого, по словам Саакашвили, российский президент тогда заявил, что «защитить государства Балтии НАТО не сможет». «Тогда он задал мне такого рода вопрос: «Неужели ты действительно думаешь, что Запад пошлет натовские войска из-за очень маленьких прибалтийских государств?» - рассказал бывший глава Грузии. Реальность, согласно мнению советника украинского президента, выглядит таким образом, словно «у действующего президента России есть конкретный план действий, и вплоть до этого момента все ведут наблюдения за тем, как он его реализует».
Также экс-президент Грузии поддержал поставки на Украину американского вооружения. «Если украинская армия оборонительного вооружения не получит, в частности, снаряжения для солдат и противотанковых комплексов, танковые колонны Российской Федерации будут продолжать наступать, - отметил Саакашвилли. - Если президент России говорит, что желает что-то взять, то он действительно это возьмет».
В целом же, как признает Саакашвили, поведение российского лидера со времен войны в Южной Осетии изменилось. «В период войны в 2008-м Владимир Путин хотя бы немного придерживался соглашений относительно перемирия, - сказал он. - Минские же договоренности были нарушены сразу после подписания. Если сравнить 2008 год, то российский лидер стал действовать нетерпеливее. Путин потерял выдержку».