Финансовое положение, в котором оказалась Российская Федерация, проанализировали эксперты издания The New York Times. Они полагают, что сейчас у Кремля недостаточно ресурсов даже для спасения компаний первостепенной важности. Об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» онлайн-журнала для трейдеров «Биржевой лидер».
Журналист Эндрю Крамер рассмотрел реалии финансового положения Российской Федерации в публикации под названием «У России, похоже, заканчиваются средства на спасение компаний», размещенной в американской газете The New York Times. Он пишет о том, что российские компании, которым пришлось ощутить на себе все «прелести» работы в санкционных ограничениях, выстроились в очередь за помощью от государства.
Показательным является тот факт, что помощь в размере 21,3 миллиарда долларов потребовалась даже промышленному гиганту - компании «Роснефть». Однако на финансовое положение страны не менее сильно повлияли меры воздействия, введенные мировым сообществом, и падение мировых цен на нефть, выручка от экспорта которой составляет значительную долю российского бюджета.
Однако спрос на дотации, по утверждению Крамера, значительно опережает потенциальное предложение, доступное государству. Когда средства на помощь компаниям закончатся, существует довольно высокий риск того, что страну охватит намного более сильный экономический кризис, чем фиксируемый на данное время.
Слабый и без того российский рубль, 11 марта 2015г. на валютном рынке РФ в среду начал торги с понижения. Несмотря на поддержку со стороны сырьевых рынков, курс российской денежной единицы заметно заметно снизился по отношению к доллару до уровня 61,57, - отмечают аналитики брокера Forex Trend / Форекс Тренд:
Прошлый год охарактеризовался для российской экономики ощутимой потерей устойчивости. Шаткость экономики стала причиной создания правительством программы помощи предприятиям за счет средств одного из суверенных фондов благосостояния. Инициатива была встречена хорошо – почти сразу же компании начали подавать заявки на дотации.
В числе первых претендентов на государственную помощь оказался нефтяной гигант, компания «Роснефть», которая оценила размер необходимой помощи от государства суммой в 21,3 миллиарда долларов. Вслед за «Роснефтью» о дотационной помощи в размере 3,2 миллиарда долларов для дочерней компании попросил «Газпром».
После заявок от знаковых российских компаний список просителей начал стремительно расширяться. Через некоторое время фигурантами его стали железнодорожная монополия (крупнейший работодатель в стране), владелец аэропортов в Москве, компании венчурного капитала, занимающаяся инвестированием разработок нанотехнологий. Компания-экспортер российских атомных электростанций также заявила о необходимости финансовой помощи.
На данное время сумма, затребованная компаниями, составляет 37 миллиардов долларов. Довольно высока вероятность, что в ближайшем будущем эта сумма может увеличиться. Поскольку главные факторы, которые стали причиной негативных тенденций в российской экономике, продолжают действовать, сумма необходимых компаниям дотаций, вполне вероятно, будет возрастать быстро.
Владимир Тихонов, главный экономист в компании BCS Financial Group, указал на причину потенциального стремительного увеличения запросов на предоставление дотаций предприятиям. Он сообщил, что довольно большое количество компаний на данное время оказались лишенными доступа к любым другим источникам финансирования, поэтому вынуждены просить помощи у государства.
Спрос есть, предложение ограничено.
Обратил внимание Крамер на то, что средства из суверенного источника финансирования дотационной деятельности, Фонда национального благосостояния, также ограничены. Не исключено, что объемов Фонда может попросту не хватить для удовлетворения всех потребностей. В начале текущего месяца резервы составляли около 75 миллиардов долларов.
Около 25 процентов от общего объема Фонда содержится в форме неликвидных активов, поэтому для антикризисной программы они использованы быть не могут. Кроме того, недоступны для выплаты дотаций и средства, выделяемые на обслуживание инфраструктуры. Таким образом, на обеспечение дотаций, неликвидные активы и обслуживание инфраструктурных выплат может потребоваться как минимум 82 миллиарда долларов.
Фонд национального благосостояния разрабатывает механизмы, применение которых может помочь расходовать ограниченные средства экономно и с максимальной пользой. Деньги выделяются банкам, которые, в свою очередь, покупают облигации, эмитируемые компаниями, нуждающимися в помощи.
В результате финансовые учреждения получают в свое распоряжение столь необходимый капитал. Компании же после покупки облигаций банками становятся обладателями средств. Таким образом, каждый миллиард рублей из объема Фонда покрывает часть суммы, необходимой для помощи двум организациям.
Подобная стратегия, согласно оценке экспертов, допустима лишь для ситуации, когда падение стоимости нефти является временным. В перспективе такой механизм может создать другие проблемы. Если стоимость нефти будет падать и дальше – облигации, эмитированные компаниями, потеряют стоимость, возникнет тесная взаимосвязь между компаниями и банками.
В то же время динамика мировых цен на нефть не внушает оптимизма. «На фоне информации об увеличении запасов энергоносителя у стран-экспортеров стоимость нефти продолжает движение в негативном тренде», – констатируют аналитики компании RVD Markets. На протяжении вчерашнего дня, 10 марта, стоимость североморской нефти марки Brent снизилась, потеряв почти 2 доллара всего за 1 день.