Бывший руководитель МЕНАТЕП Платон Лебедев, наиболее запомнился либеральной общественности, своей пламенной речью, в Хамовническом суде. Проведя более 10 лет в застенках, выйдя на свободу, он крайне редко общался с журналистами. Известно, что первую пресс-конференцию он дал, только через год, после освобождения, после чего, вновь исчез из вида, отмечает корреспондент «Голоса Америки» Виктор Васильев.
Однако, первое, о чем предупредил бизнесмен – он не имеет желания говорить на общеполитические темы, но согласен поговорить об экономике и юриспруденции.
Отвечая на вопрос о том, почему разговоры российских политиков о диверсификации и импортозамещении не были реализованы в делах, Платон Лебедев отметил, что необходимо с осторожностью относится к категоричным высказываниям, используя упрощенную картинку мира – «черно-белое». Как правило, все сложнее. На все следует смотреть объективно, хотя это и трудно делать в его положении: он не очень знаком с современными реалиями. Много читая о модернизации российской экономики, о которой часто рассуждал Дмитрий Медведев, у которого имелись разные идеи и планы, Лебедев признает, что немногое было сделано. Результаты были не особо заметные, хотя из этого не следует делать вывод, что прогресса совсем нет. Отдельные позитивные сдвиги в России все-таки происходят, в том числе и в вопросах диверсификации экономики. Есть вполне очевидные достижения: разработки в сфере нанотехнологий, к примеру, много подвижек и в других отраслях.
Но дело не в этом. Возможность воплощения решений в макрополитике или геополитике не имеет никакого отношения к диверсификации экономики. В настоящее время эта задача на самом деле не актуальна для руководства государства. Дело в том, что у властей совсем другие желания, они жаждут доказать важность и своевременность, как для РФ, так и для остального мира, проводимой ими политики. Из этого не следует делать вывод, что экономическими вопросам не уделяется никакого внимания. Просто они отошли на второй план.
Наиболее сложная проблема для России, по мнению Платона Лебедева, это супермонополизм, то есть полное отсутствие конкурентной среды, причем везде. Такие тенденции можно увидеть в политике, экономике, культуре, науке, образовании, медицине. Однако существует еще одна опасность. А именно – возможность, в будущем, начать реализовывать этот монополизм с помощью директивных методов. Да, признает бизнесмен, с помощью указанного механизма, целей иногда можно достичь. Однако такие меры приводят к разрушительным последствиям.
Среди просчетов российских властей, Лебедев назвал следующие, по его мнению, ошибочные решения. Россия поторопилась присоединиться к Киотскому протоколу. «Это была глупость», государство, как выяснилось, было к этому не готово. То же можно сказать и о ВТО. Невзирая на продолжительные переговоры о присоединении к этой организации, не проводилась подготовка инфраструктуры для того, чтобы Россия стала членом ВТО, не на словах, а в реальности. К примеру, даже не был обеспечен переход на международные стандарты.
Российским чиновникам не хватает практических знаний – Лебедев.
Учитывая то обстоятельство, что во внешнем мире все построено на конкуренции, Россия находится в проигрышной позиции, относительно правил, которые работают в ВТО. Главная проблема бизнеса в РФ – «психологическая ментальность». К тому же, отмечает Лебедев, в России отсутствует частная собственность. То есть она, в согласии с законом, есть, но тем не менее отобрать ее могут когда угодно и под любым предлогом. Кроме того в России нет верховенства права, и отсутствует защита частной собственности, как факт.
Отвечая на вопрос относительно эффективности действий российского менеджмента, во время нынешнего кризиса, Лебедев отметил, что в плане теоретической подготовки, в том числе и у сотрудников Банка России, все вполне благополучно. А вот касательно практического применения этих знаний в конкретной ситуации ежедневно все обстоит гораздо хуже.
Главная проблема здесь, по мнению Лебедева, состоит в том, что отсутствуют люди с современным экономическим образованием. Он отмечает, что те так называемые «доктора экономических наук» и «экономические аналитики» ведут себя «как астрологи». От них не дождешься анализа, они просто «гадают на кофейной гуще».
Лебедеву кажется, что, у большинства менеджеров ЦБ отсутствует практический опыт управления организацией, в критических обстоятельствах. Они, скорее, ученые-теоретики. Центральному банку в настоящее время расширили функции макрорегулятора. Однако, бизнесмену кажется сомнительным, что структура, обладающий такими широкими полномочиями, может правильно ими пользоваться. Он отмечает, что все экономические прогнозы Банка России строятся на математических расчетах.
Платон Лебедев отмечает, что у регулятора, более чем достаточно рычагов влияния. Однако совершенно не понятно, почему он опасается выделять достаточное количество средств, опасаясь увеличения инфляции. Лебедев напоминает, о тех значительных финансовых вливаниях, в экономику Америки, во время прошлого кризиса. При этом, инфляция в США не повысилась, а совсем наоборот. Все дело в том, что в Соединенных Штатах специалисты знают, как вовремя ограничить денежные потоки, куда перенаправить излишнюю денежную массу, чтобы она не давила на реальный потребительский рынок.