По мнению британской прессы, у Российской Федерации свой, особенный взгляд на фашизм, который отличается от общепринятого в остальном мире. Более детально мнение британских СМИ об особенностях российской идеологии узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Британское издание The Financial Times напоминает, что на протяжении всего прошлого столетия Россия была своеобразной лабораторией, в которой проводили один из наиболее масштабных в истории всего человечества экспериментов, однако после краха коммунистический идей страна почти 25 лет была лишена направляющих и руководящих идей.
Впрочем, наблюдающему за происходящим в России со стороны, ситуация может видеться совершенно по иному. Стоит только лишь прислушаться к речам, с которыми выступают российские политики – в них можно услышать отголоски грандиозных идейных сражений ХХ столетия. Безо всякого стеснения российские пропагандисты причислили всех своих противников к фашистам, и очень часто российская пропаганда использует данное слово по отношению к украинцам, сражающихся на Донбассе против поддерживаемых Российской Федерацией боевиков.
Сегодня слово "фашизм" в российском варианте означает вовсе не идеологию – оно означает просто ориентацию. В понимании Москвы фашисты – это люди, нападающую на страну извне, притом идеологические взгляды этих людей не имеют никакого значения. Во времена Великой Отечественной войны фашистами называли не только нацистскую Германию, но и ее союзников, а в современной России этим словом называют всех придерживающихся прозападных взглядов либералов, в том числе и недавно убитого Бориса Немцова.
После распада Советского Союза в России образовался идеологический вакуум.
После того, как распался Советский Союз, в Российской Федерации образовался идеологический вакуум – страну покинула коммунистическая вера, которая была столь мощной, что ей удалось затмить собой даже христианство. На смену коммунистической вере могли бы прийти традиционные демократические ценности, однако российская экономическая олигархия, пустившая прочные корни в стране после приватизационных процессов 90-х годов, своими действиями дискредитировала эти идеалы. В этой связи российское население стало считать западные страны соучастником процесса разграбления коллективной собственности их страны.
Некоторое время данный вакуум заполнялся лишь потребительством, немного отвлекавшим население России от идеологии на фоне растущей экономики страны. Протестное движение родило первые ростки новой идеологии лишь после финансового кризиса в 2008 году. Многие россияне, наряду с представителями западных стран, называли эти ростки демократией, хотя западные либералы отказывались признавать данную доктрину своей.
Один из лидеров российской оппозиции – Алексей Навальный, выступил против коррупции в своей стране, однако, одновременно с этим, он также выступал и против эмигрантов. Навальный придерживался идей, которые на Западе стойко ассоциируются с правыми силами, выдаваясь при этом за житейскую мудрость.
Кому-то могут прийтись не по вкусу лозунги вроде "Россия для русских", однако они являются привлекательными и для значительной части населения Российской Федерации, причем привлекательных не только для маргинальной части российского общества. Мигранты, перебравшиеся в Россию из бывших южных советских республик, наряду с жителями мусульманского Кавказа, зачастую становятся не только жертвами развернувшейся против них пропагандисткой кампании, но и жертвами насилия.
Начавшийся в соседней Украине кризис придал более четкие очертания российской национальной идеологии. В основе данной идеологии лежит сплав из нынешнего презрения к олигархам, ностальгии по славному советскому прошлому, ксенофобии и мелкобуржуазного материализма. При этом националистическая окраска идеологии объясняется уверенностью российских граждан в существовании внешней угрозы для их страны.
Скорее всего, некоторые из представителей русскоязычного населения на территории Донбасса или Крымского полуострова действительно ощущали нападки со стороны Запада, однако общее количество таких недовольных граждан на самом деле гораздо меньше, чем об этом заявляет Москва. Сплочение всех граждан страны против внешнего врага, как это уже происходило в годы Второй мировой, является наиболее прочной политической традицией в России.
Когда россияне подвержены внешнему давлению, они гораздо сильнее ощущают свою национальную принадлежность. Возможно, жители Санкт-Петербурга и Москвы испытывают определенную слабость к западным автомобилям и прочим предметам комфорта, однако по всей России, в любом уголке страны, можно встретить огромную национальную гордость, куда бы вы не забрели.
Пускай санкции, введенные западными странами, и причиняют определенные неудобства, однако они вовсе не разубедили рядовых россиян в необходимости отказаться от поддержки путинского режима. Сегодня новая российская идеология представляет обывателям западные ценности как неотъемлемую часть лицемерной пропаганды, используемой западными странами в качестве оправдания своих действий в экономике и геополитике.