Поиск Кремлем идеологического наполнения современности в истории рассматривается в публикациях мировых СМИ. Кинорежиссер Андрей Некрасов отмечает, что в истории российское правительство ищет вдохновения для народа после краха коммунизма. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости Мира» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
В публикации для издания «The Financial Times» кинорежиссер Андрей Некрасов рассмотрел вопросы формирования новой российской идеологии. Он утверждает, что источники вдохновения для населения правительство пытается искать в историческом прошлом. После того, как коммунистическая идеология потерпела крах, дефицит мотивации российское правительство пытается восполнить новой идеологией, в поисках которой обращается к истории.
Режиссер полагает, что утратившую актуальность коммунистическую идеологию могли бы заменить демократические ценности. Однако в российском обществе потенциальную веру в демократию дискредитировали в начале ее развития излишества, свойственные экономической олигархии.
На протяжении некоторого времени после падения коммунизма, отметил Некрасов, отсутствие идеологии полностью восполнялось потребительский взглядом на вещи. После завершения кризиса 2008 года первые попытки сформировать новую идеологию предприняли представители оппозиционного движения. В российском обществе и на Западе первые зачатки новой идеологии воспринялись как претензия на демократию.
Западные либералы отказались от признания формированной российскими оппозиционерами доктрины. Один из лидеров протестного движения, Алексей Навальный, как известно, выступал против коррупции, но кроме этого отстаивал запрет на миграцию. Поэтому полностью демократической сформированную доктрину назвать нельзя.
Автор публикации полагает, что новая национальная идеология России сформировалось только в ходе украинского кризиса. В основу ее, по мнению Некрасова, положена некая смесь ностальгии по советскому прошлому, ненависти к олигархам, мелкобуржуазной любви к материальным благам и ксенофобии. Ощущение внешней угрозы, преследующее россиян, стало причиной того, что новая идеология приобрела ярко выраженный национальный окрас.
Одной из самых прочных российских политических традиций, отметил режиссер, является мобилизации перед лицом общего врага. В нынешней ситуации санкции, введенные мировым сообществом, сыграли роль врага, поддержку населением высшего правительства меры воздействия почти не подорвали. По утверждению Некрасова, в новой российской идеологии европейские ценности рассматриваются, как элемент лицемерной пропаганды, применяемый Западом в процессе отстаивания экономических и геополитических интересов.
Обращается в своем материале Некрасов к лидерам западных стран. Режиссер посоветовал не поступаться ценностями и осознать, что санкции экономического характера и предоставление военной помощи Украине является недостаточно сильным противоядием в борьбе с новой российской идеологией. Скорее, указанные меры могут оказать обратное влияние, стать катализатором, который превратит Россию в открытого врага.
Путин заставил историю служить ему оправданием – Максим Трудолюбов.
Редактор отдела мнений газеты «Ведомости» Максим Трудолюбов дал оценку новому видению истории, принятому в России. В публикации для «The International New York Times» он обратил внимание на то, что изменилось даже празднования Дня Победы, который на протяжении многих лет был для россиян самым объединяющим событием, и бесспорно русским праздником в видении всего мирового сообщества.
Особенности политики, реализуемой Кремлем в области истории, прошлогодняя аннексия Крымского полуострова и агрессия на территории украинского Донбасса, по словам автора статьи, внесли коррективы даже в празднование Дня Победы. Праздник начал оказывать разобщающее действие, в этом году на 70-летие Победы лидеры стран мира в Москву приехать отказались.
Трудолюбов констатирует, что Владимир Владимирович добился высокой популярности среди граждан с помощью подчинения истории. Редактор отметил, что хозяин Кремля заставляет историю служит оправданием его надуманной миссии, связанной с возрождением былой славы России, как великой страны. И аннексию Крыма глава государства оправдывает тем, что исправляет историческую несправедливость, которой стала потеря Крыма и Севастополя после распада Страны Советов.
К историческим моментам, по мнению редактора, в России сейчас применяется избирательный подход. Иллюстрирует эту ситуацию также случай с музеем «Пермь-36», экспозиция которого была посвящена жертвам сталинских репрессий. В 1992 году музей открыт и до недавнего времени успешно функционировал. Теперь местные власти выгнали из здания организацию, создавшую и финансировавшую работу музея, очевидно, решив продемонстрировать лояльность к правительству. В скором времени, по словам Трудолюбова, музей откроется заново, с отретушированной историей исправительной системы в России.
Автор публикации утверждает, что со стороны западных лидеров поступают уверения в том, что новой холодной войны они не желают, но Российскую Федерацию теперь воспринимают очень холодно. Трудолюбов резюмировал, что отношение к России в силу возмущения агрессией Кремля настолько изменилось, что лидеры Великобритании, Польши, США и других европейских стран в Москву на парад 9 мая не приедут.