Берлин исключает вариант силового ответа на действия Российской Федерации в Крыму и на Донбассе. По мнению европейских политиков, аннексия Крымского полуострова и действия Российской Федерации на Донбассе подорвали миропорядок и систему безопасности, существовавшие в Европе в течение нескольких десятилетий.
Однако как реагировать на такого рода действия России? Официальный Берлин выбрал стратегию, которая включает три элемента: переговоры с Москвой, политическая и экономическая помощь Украинскому государству, штрафные санкции. А вот такой вариант как силовая реакция немецкое правительство исключило с самого начала, и до настоящего времени этой позиции не изменило.
Отметим, что в 2014 году российская валюта потеряла более 40%, и даже многомиллиардные интервенции ЦБ не могут остановить падение рубля. С января 2014г. Центробанк потратил на эти цели 70 млрд долларов, - отмечают аналитики брокера Ya-Hi.com:
Карт-бланш на действия России.
Эгберт Ян, профессор из университета имени Гете (Франкфурт-на-Майне), полагает, что у Запада не было иного выхода, как фактически дать карт-бланш Москве на действия в Донбассе и Крыму, потому что альтернативой была бы третья мировая война. Такое положение дел профессор называет «горькой» и в некотором роде даже «варварской» правдой. По его мнению, вопрос лишь в том, когда украинцы осознают тот факт, что «война проиграна» и что «Донбасс и Крымский полуостров останутся оккупированными».
По мнению некоторых западных стратегов, Кремль можно заставить пойти на уступки путем увеличения военной помощи украинцам. В настоящее время, как полагает Эгберт Ян, Украинское государство не имеет возможности защитить себя и его поражение может стать лишь еще большим.
Есть ли угроза балтийским странам?
Согласно мнению профессора, Польше или странам Балтии опасаться нечего. По его словам, в НАТО понимают тот факт, что блок, если пожертвует даже сантиметром территории таких государств, просто распадется. И действующий президент России хорошо отдает себе в этом отчет. Владимир Путин понимает, что у альянса нет другого выбора, кроме как оказать членам НАТО военную помощь в случае агрессии с российской стороны. «Если Кремль попытается сделать в Нарве то, что сделал в Крыму, - будет война», - уверен Эгберт Ян.
Маргарете Кляйн, аналитик Фонда «Наука и политика» (Берлин) не разделяет мнение профессора. По ее мнению, проблема в том, что гибридная форма ведения Российской Федерацией боевых действий «затрудняет поиск быстродействующих ответных мер со стороны Запада, потому что не дает возможности установить, когда наступает момент для пятой статьи устава НАТО», которая предусматривает коллективный ответ членов НАТО на нападение хотя бы на одного из них.
Кроме этого, пояснила Кляйн корреспонденту издания «Deutsche Welle», пятая статья может значить очень многое - от телеграммы с соболезнованиями до применения ядерного оружия.
Аналитик полагает, что НАТО и ЕС, а также отдельные государства, должны разработать и другие, «мягкие» компоненты стратегии сдерживания. В частности, речь идет, например, об усиленном разоблачении российской дезинформации и пропаганды. Аналитик подчеркнула, что очень важно заново дефинировать такой термин как «нападение» и отыскать варианты ответа на него. По ее словам, этим и планируют заняться участники варшавского саммита НАТО в будущем году.
Андреас Хайнеман-Грюдер, эксперт боннского Международного центра конверсии, иного мнения относительно западной стратегии устрашения и сдерживания. Он подчеркивает, что ориентиром такой стратегии должно быть сохранение существующего статус-кво, а также предотвращение расширения территории конфликта на украинском востоке на Мариуполь и к Приднестровью.
Согласно словам Андреаса Хайнеман-Грюдер, для этого придется оказать украинцам военную помощь, к примеру, разместить на территории страны ЗРК Patriot, иные системы ПВО. Также возможно взять под международный контроль границу Украины с РФ и ввести миротворцев.
По мнению эксперта, Западу необходимо извлечь урок из провала первых договоренностей в Минске, не дожидаясь расширения экспансии Российской Федерации на иные районы Украинского государства. Уже сейчас, отмечает Хайнеман-Грюдер, причем публично провести некую «красную линию», переход РФ которой автоматически привел бы к безотлагательным ответным действиям. К числу ответных мер эксперт относит отключение РФ от системы финрасчетов SWIFT, штрафные пошлины, импортное и экспортное эмбарго.
Европейская перспектива для Украинского государства.
В немецкой дискуссии относительно возможного ответа со стороны Запада на действия Российской Федерации мало внимания уделяется такому элементу стратегии официального Берлина как помощь Украине. Как правило, речь идет о реструктуризации долгов, кредитах, политических консультациях, помощи в проведении реформ. Однако относительно того, чтобы открыть Украинскому государству перспективу присоединения к Евросоюзу речи не идет.
По мнению Рупрехта Поленца, главы Немецкого общества по вопросам Восточной Европы, такую перспективу Киеву нужно дать. «В конечном итоге Украинское государство экономически встанет на ноги, если пойдут иностранные инвестиции, - отмечает он. - Но для этого бизнесмены должны знать, где эта страна будет через пять-десять лет. Поэтому политическая перспектива членства в Евросоюзе необходима в первую очередь инвесторам из западных стран».