Воинственной риторикой времен так называемой холодной войны, в том числе о ядерной угрозе, российский президент Владимир Путин с начала кровопролитного конфликта в нашей стране делает Западу предостережение держаться подальше от процессов на Донбассе. Об этом рассуждает 6 апреля издание «Уолл Стрит Джорнэл» в своей редакционной статье.
Путиным в полемике с западным сообществом подчеркиваются ядерные аспекты России.
Делается это, по мнению почетного профессора милитаристских исследований в Королевском колледже Лондона Лоуренсом Фридманом, неспроста, так как глава Российского государства выпячивает ядерные нюансы для предупреждения евроатлантическому сообществу. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что никто вообще-то не знает, что вкладывает хозяин Кремля в свои эти высказывания, однако предположение Фридмана выглядит вполне обоснованным.
Заявления Владимира Путина о ядерной силе Российской Федерации воспринимаются хорошо российским обществом, «изголодавшимся» по тяге к восстановлению России в статусе сверхдержавы и желающим восстановления воинской мощи государства.
Кроме того, Москва стала полагаться больше на термоядерные бомбы с увеличением дисбаланса в обычных вооружениях с западными странами.
Заключение Варшавского договора по обычным вооружениям своим следствием имело то, что Запад в заметной степени сделался зависим от ядерного своего арсенала, как сдерживающего оборонительного фактора.
В наше время у России все меньше своих солдат, друзей и союзников, а также худшие виды оружия. Такая изоляция и неполноценность, на взгляд редакции WSJ, изменила российскую стратегию в вопросах обороны. Со слов ученого-исследователя в Принстонском университете и эксперта в термоядерном оружии Брюса Г. Блэра, это не есть просто разницей в риторике. Это, дескать, абсолютно иной мир.
На последних российских военных учениях были задействованы, как сказано о них в СМИ РФ, «ядерные» некоторые элементы, а сам Кремль дал обещание полной перестройки атомных арсеналов на суше своей страны в ближайшее пятилетие. В документальной киноленте (о Крымском полуострове) руководитель исполнительной власти России заявил о готовности к постановке ее ядерных сил (ЯС) на боевые дежурства.
Блэр оценил такие действия президента РФ в отношении своих ЯС рискованными. Все дело, со слов Брюса, в том, что подобные ядерные варианты являются очень четкими свидетельствами низкого порога применения ЯС. Такого не существовало даже в холодной войне.
Большинство в ней советскую риторику воспринимали иначе. Многими Союз Советских Социалистических Республик воспринимался как миролюбивый по сути народ, который мог бы обратиться к использованию своих ЯС лишь в качестве окончательных оборонительных действий.
Но изменения произошли. Владимир Путин стал говорить про ядерный потенциал России. Для российского телевидения такая тема есть весьма «горячая». «Уолл Стрит Джорнэл» напоминает печально знаменитый выпуск телепрограммы на экранах российского ТВ, когда в первые месяцы после аннексии Крымского полуострова РФ пригрозила превращением США в «кучку радиоактивного пепла».
Один из главных рисков этих процессов заключается в том, что такие якобы «случайные» выступления меняют состояние общественного мнения по вопросу целесообразности употребления ЯС. Так, в ходе опроса «Левадой-Центром» половина опрошенных россиян подтвердила, что евроатлантические круги поймут только «жесткие разговоры».
Замораживание отношений Москвы и Вашингтона застопорило какой-либо прогресс во всех новейших мерах по контролю над ЯС и иными видами вооружений, поставив под реальную угрозу процветавшие после холодной войны достижения в этой военно-дипломатической сфере.
Сходной с позицией редакции WSJ придерживается и ежедневная британская газета «The Independent». Она считает, что российские заявления про ядерное оружие в Крыму есть, возможно, предостережениями по адресу США. Как известно, в РФ недавно заявили про свое право размещения ЯС в анексированом Крыму, расположенном ближе к Евросоюзу, чем любые другие российские базы с таким устрашающим вооружением.
Свое мнение сотрудники издания «The Independent» высказали после того, как сослались на на заявление одного из высокопоставленных чиновников Министерства обороны Российской Федерации. Так, главой департамента контроля вооружений в МО РФ Михаилом Ульяновым по поводу планов размещения в Крыму ЯС РФ весной этого года было сказано, что «он не знает, есть ли некое планирование в этом направлении, но Россия в принципе может подобное сделать».
Комментарий Ульянова был озвучен на фоне обостряющихся отношений РФ с Западом и морских учений Североатлантического альянса НАТО в акватории Черного Моря с участием Румынии, Болгарии, Турции, Соединенных Штатов, Канады, Германии и Италии и задействованием, в частности, американского ракетного крейсера USS Vicksburg.
Что касается издания «The Times», то оно недавно написало, что Североатлантический альянс не должен пугаться предполагаемой ядерной угрозы Путина. Дескать, она есть безосновательной, поскольку у Брюсселя и Вашингтона якобы нет планов помочь Киеву вернуть военным путем Крым.