Происходящие в России события, где стали нормой войны против соседей, доносы, репрессии и массовая поддержка агрессии среди населения, заставляют всерьез задуматься о серьезной болезни российского общества. При этом большинство болезней поддается лечению, однако возможно ли это в случае с Россией? «Об этом размышляет корреспондент белорусской редакции «Радио «Свобода» С. Дубовец», - передает издание «Биржевой лидер».
Россия ведет войну против Украины, а в это время внутри страны российские националисты выступают под фашистской символикой вперемешку с портретами Сталина и православными символами. При этом, если верить данным опросов, почти половина жителей РФ с пониманием относятся к репрессиям по доносам, а около 80 процентов поддерживают политику Путина в отношении Крыма и Украины. Как отмечает автор, еще недавно такое тяжело было себе представить. Так бывает, что отдельные народы заболевают. Это произошло, например, с немцами в гитлеровской Германии. Они поддались массовому психозу, эта болезнь излечима, и она проходит, в какой бы тяжелой степени ни находилась. Прошла и у немцев, потому что всем людям свойственно братство. Немцы пришли в себя, и оказалось, что они способны быть гостеприимными и отзывчивыми. Именно у них стали жить около четырех миллионов эмигрантов из Советского Союза, в значительной степени из России, которые назвали свою диаспору «Русской Германией».
Возможно, как пишет Дубовец, россиянами тоже сегодня овладел массовый психоз, подобный тому, что случился у немцев. Если это так, то есть все шансы, что их болезнь тоже будет вылечена, и россияне станут нормальным народом. Однако журналист тут же задается вопросом: возможно ли это, и происходило ли подобное в прошлом? Он вспоминает, что массовый психоз россиян наблюдался и в брежневские времена с той лишь разницей, что тогда болезнь можно было наблюдать в латентной форме. При этом свой «товарищ майор» наблюдался повсюду. Во времена Сталина недуг проявлялся открыто. Об этом можно судить по официальным цифрам, например, 600 тысяч только расстрелянных или вывезенных в ГУЛАГ так называемых «шпионов» и «антисоветских деятелей» из Белорусии. Своеобразной формой психоза, как считает журналист, можно считать и революции начала прошлого века, а с ними и «красный террор», бегство людей за границу, распространение разрухи и голода. Дубовец обратился к истории XIX века, в которой нашлось место завоевательным войнам, бесам Достоевского, тотальным репрессиям, заговорщиками, бомбистам, сибирским лагерям и многому прочему. А до этого был Петр I, стрелецкая казнь, Иван Грозный с опричниками. Из этого автор делает вывод, что Россия редко жила в спокойствии, а если так и бывало, то долго не продолжалось, и все снова приходило в «норму».
В последние годы произошла еще одна, уже четвертая, как считается, массовая эмиграция россиян на Запад. И, как отмечает Дубовец, в связи с ней он испытывает самый сильный «разрыв шаблона». Нередко в жизни, в сети Интернет или в СМИ приходится сталкиваться с людьми, которые, обжившись уже в «Русской Германии», проклинают Германию, а с нею немцев и Запад в целом. Рассказывают небылицы о том, какая там искаженная мораль, про зашедший в тупик либерализм и прочее в том же духе. Как следует это расценивать? Казалось бы, приехал в чужую страну – живи спокойно сам и дай другим, а если сильно что-то не устраивает, то возвращайся назад – туда, где все в порядке, и нет вокруг ненавистных немцев. Поначалу, как отмечает журналист, такие примеры казались случайными исключениями – просто такие люди попались, но такое случалось и позже и повторяется теперь.
Совершить перерождение.
Из российского телевидения белорусы узнали, что, в сравнении с собственными правами, серьезной проблемой прав человека на Западе является признание однополых браков. Как отмечает Дубовец, эта «проблема» потому и заметна, что остальные основные права человека обеспечиваются, и это является абсолютной нормой жизни. Никому не приходится бороться за соблюдение своих прав на жизнь, работу, презумпцию невиновности, неприкосновенность, права свободно мыслить, перемещаться, выбирать язык и веру. На Западе эти права обеспечены, а вот в России - нет. В то же время российская пропаганда вместо правдивой информации указывает на проблему однополых браков и на этом предлагает отвергнуть западный образ жизни.
Как сообщает журналист, в последнее время его посетила мысль о том, что болезнь массового психоза неизлечима в России. Причина, как кажется ему, скрывается в далеком прошлом. Россия, в отличие от Европы, не пережила в своей истории эпоху Возрождения, когда в ментальность людей было заложено лекарство от массового психоза. Немцы смогли заболеть, но воспользовались шансом вылечиться. А у России, как кажется, такого шанса нет. Ренессанс смог возвысить человека, поставил его выше всех догм. Россия отгородилась от эпохи Возрождения стеной собственной деспотии. У россиян нет прав в мирное время, а во время войны есть право стать пушечным мясом, потеря которого никогда не учитывалась при стремлении к победе. Для того чтобы теперь догнать по развитию Европу, придется не эпоху Возрождения пережить, а какое-то особенное перерождение на ментальном уровне. Однако пока признаков начала такого перерождения нет, и есть сомнение, что появятся.