«Усиление военной риторики на фоне нерешительности Белого дома в вопросе предоставления оружия Киеву, неприкрытые обвинения в сторону Путина, приезд в Украину представителей комитета по вооруженным силам американского Конгресса и, наконец, приближение сил НАТО к российским границам, - все это свидетельствует о том, что американцы постепенно ввязываются в войну, которая имеет все признаки конфликта цивилизаций», - пишет в своем материале информагентство «Укринформ». С деталями материала знакомит издание «Биржевой лидер».
Судя по всему, этой войне суждено быть на украинской территории. Это нерадостный факт для украинцев, однако выбирать не приходится. Выбор был сделан примерно полтора года назад, чем была шокирована не только Россия, но и Евроатлантика. С телеэкрана были хорошо видны развевающиеся флаги Евросоюза в каноническом центре православной цивилизации. Украине поначалу не поверили, потому что события в ней спутывали все представления о меже цивилизационного разлома, которая складывалась веками, мол, проходит она по границе влияния униатства, а не по Донбассу. Однако вслед за Майданом открылся российско-украинский фронт, а затем еще одним сюрпризом стало мнение Киевского патриархата - тот, кто всегда и всеми считался наместником московской православной цивилизации, вдруг начал бунт и повернулся лицом к Западу. Филарет вначале поддержал Евромайдан, а затем и войну с Кремлем. Столь крутой поворот остается пока необъяснимым феноменом.
Уже теперь, спустя год, на Западе рассматривают конфликт в Украине не как междоусобную войну, а скорее, как «столкновения цивилизаций», как об этом в свое время писал С. Хантингтон. Да и в России теперь все меньше говорят о «бандеровцах», и все больше об «англосаксах» и «массонах». На Западе к Хантингтону не слишком благосклонны, но в некоторых серьезных публикациях с ним дискутируют. Тому виной, вероятно, пугающие прогнозы. В начале 90-х годов он предсказал вооруженный конфликт цивилизаций на территории Украины. Согласно его предположению, граница между Православной и Западной цивилизациями лежит на восточных границах Финляндии, стран Балтии, и западных границах Беларуси и Молдовы. А вот в Украине она проходит по ее территории.
Далее, по Хантингтону, возможны три варианта событий, два из которых предполагают войну и раскол страны. Величина разломленных кусков зависит от того, какое на момент катаклизма будет правительство Украины. В случае его пророссийскости отколются лишь три западноукраинские области, а если правительство будет проевропейским, то под российское влияние уйдет Крым и украинское Левобережье. Однако наиболее вероятным исходом политолог считал полный отход Украины в зону влияния Москвы. В некоторых суждениях он, как видно, ошибся - линии разлома, как показывает история, бывает, меняют свой излом, однако в чем он точно не ошибся, так это в прогнозе войны, которая действительно стала цивилизационной и вместе с тем жестокой.
К тому же, стоит понимать: не следует ждать, что, когда придут русские, все успокоится. Хантингтон видел признаки «войны судного дня», жестокой, беспощадной, со многими смертями, пытками и беженцами. При этом он предупреждал, что жестокость - это своеобразное «цивилизационное милосердие», то есть «стержневая» страна, которой в данном случае выступает Россия, сделает попытку быстро и окончательно очистить территорию от любых признаков «чуждой» цивилизации. Это хорошо видно на примерах поведения исламистов или даже поведения россиян в Крыму и на Донбассе. «Милосердие» же заключается в том, что чистка не будет затягиваться на столетия.
Конфликт неизбежен?
Кроме прочего, политолог отметил свойство россиян представить любой локальный конфликт как часть продолжительного столкновения цивилизаций. Очевидно, что в данном случае это может для них вернуться бумерангом. Американцы увидели в свободолюбивом стремлении украинцев общность с собою. В этом случае проявляется инстинкт защитить родственный народ или страну. А далее, по Хантингтону, идет раскручивание конфликта за счет ресурсов каждой из цивилизаций, что в конечном итоге приводит к такому уровню противостояния, когда поражение одной из сторон будет иметь трагические последствия не только для стороны конфликта, но и для всего сегмента человечества. Как в «принципе домино», страны, представляющие ту или иную цивилизацию, включаются в конфликт, стремясь не допустить поражения в нем, потому что таким образом будет запущен процесс дальнейших, все более растущих потерь, которые приведут к катастрофе. Поэтому рано или поздно Америка должна включиться в войну, потому что не может показать свою слабость и спровоцировать таким образом волну радикальных и террористических движений, паразитирующих на идее «борьбы с империализмом».
Пока что в Москве храбрятся и отмечают, что Америка не дает оружие Украине и не увеличивает оборонный бюджет, а значит, не хочет ввязываться в конфликт. Но на Западе традиционно долго запрягают, кроме того, столкновение цивилизаций не требует спешки. Возможно, это произойдет при новом президенте, а может быть, война разгорится быстрее из-за желания Путина, пока он еще не развалил окончательно свою экономику. И Украине придется научиться воевать по-крупному, что лучше делать в хорошей компании.