Появился шанс перехода конфликта в Донбассе из активной фазы в замороженную. Такое мнение высказал в своей статье Эдвард Уокер, профессор политологии Калифорнийского университета (Беркли). Уокер детально описывает три пункта своей аргументации.
1. Снижение интенсивности военных действий на территории конфликта.
Уокер отмечает, что в последние месяцы напряженность боевых действий в Донбассе снижается. На большинстве участков наблюдатели ОБСЕ сообщают о незначительных перестрелках, в ходе которых применяется легкое оружие и минометы, а иногда используется тяжелое вооружение и танковый огонь. При этом наблюдатели ОБСЕ проверили и задокументировали серийные номера большого количества тяжелой техники в разграничительной зоне. Профессор также отмечает, что вдоль линии соприкосновения ощутимо сократилось использование систем залпового огня и тяжелой артиллерии.
«До настоящего времени напряженная ситуация сохраняется в районе аэропорта Донецк. Продолжаются перестрелки с использованием минометов и стрелкового оружия, иногда происходят артиллерийские и танковые обмены огнем. Еще одной горячей точкой является северо-восток и восток города Мариуполь, и близлежащий поселок Широкино. Но в целом после боевого столкновения под Дебальцево значительных человеческих потерь на Донбассе не было. Кроме этого, ни одной из конфликтующих сторон не удалось захватить больших территорий», - отмечает профессор.
2. Более укрепленная и определенная линия разграничения.
Уокер отмечает, что треть линии разграничения между российско-сепаратистскими и украинскими силами в зоне конфликта проходит вдоль рек Кальмиус и Северский Донец, что существенно облегчает разграничение, а также повышает уровень стабильности на линии соприкосновения. Кроме этого, еще почти треть разграничительной линии идет через сельскую местность. Демаркация линии соприкосновения очень трудна только там, где нет четкого географического разграничения противоборствующих сил.
«Однако военные командиры занимают города и деревни целиком, и, как правило, при помощи дорожных контрольно-пропускных пунктов отмечают свою территорию. Благодаря этому уменьшается риск потерь среди мирного населения, если, конечно, военные действия будут оставаться на прежнем уровне. Самой проблемной частью линии соприкосновения является северо-западная сторона населенного пункта Горловка к востоку от города Донецк, а также прилегающие поселки Опытное, Спартак и Пески. Проблема заключается том, что боевики, по-видимому, уверены, что для того, чтобы наладить нормальную жизнь в Донецке и Горловке им нужно выбить украинский бойцов из прилегающих поселков на какое-то расстояние к северу и западу. При этом режим перемирия возле больших населенных пунктов поддерживать трудно, а украинская сторона, похоже, не планирует отдавать боевикам полный контроль над аэропортом Донецк. Если и одна, и другая сторона приняли решение, что реальное прекращение боевых действий вдоль существующей линии соприкосновения желательно, то трасса M04 представляет собой линию разграничения на территории между Донецком и Горловкой. Более того, по моему мнению, в районе Широкино тоже можно установить стабильный режим прекращения боевых действий, если этого хотят стороны конфликта», - подчеркивает профессор.
3. Никаких значительных территориальных изменений без существенного увеличения участия Российской Федерации не будет.
Уокер отмечает две ключевые особенности военных действий на Донбассе. «Во-первых слишком трудно установить контроль и обезопасить местность на которой проживают агрессивно настроенные жителями. Во-вторых, трудно установить контроль в городских районах (чем больше район города, тем это сложнее сделать), если подразделения не имеют спецподготовки для ведения военных действий в условиях города», - отметил профессор.
«По моему мнению, боевикам будет все сложнее продвигать нынешнюю линию соприкосновения, поскольку у них на пути будут встречаться менее лояльные местные жители. Очень многие украинские бойцы - возможно, даже большая их часть - это русскоязычные граждане Украины. Хотя люди, проживающие в населенных пунктах, расположенных вдоль линии соприкосновения, не очень поддерживают действующее правительство Украины, однако они знают про ужасы жизни на подконтрольных боевикам территориях. Я подозреваю, что лишь некоторые симпатизируют ДНР и ЛНР больше, чем киевским властям. Если боевики все же захотят взять под контроль новые территории, то им придется штурмовать густонаселенные и большие города, такие как Северодонецк, Авдеевка и Артемовск. Чуть дальше от линии соприкосновения располагается много иных городских районов - Красноармейск, Краматорск и Славянск. Так, в случае атаки боевикам придется захватывать города, намного больше того же Дебальцево», - отмечает профессор.
«Существует вероятность, что режим прекращения огня со временем установится вдоль всей линии разграничения. Одновременно с этим, более вероятным исходом продолжают оставаться боевые действия с применением легкого оружия за небольшие деревни и города, такие как Марьинка, Коминтерново, Оленевка, Луганское и Светлодарск. Также вероятно продолжение борьбы за Опытное, Широкино, Спартак и Пески до тех пор, пока украинские бойцы не оставят город (что маловероятно) либо будут оттеснены (тоже маловероятно), либо пока обе конфликтующие стороны не придут к выводу, что продолжение боев бессмысленно (что наиболее вероятно)», - подчеркивает Уокер.