Российский социолог и бывший советник Путина придерживаются мнения, что в скором времени рейтинг популярности президента Российской Федерации начнет снижаться, после чего внимание правительства снова будет сосредоточено на борьбе с внутренними врагами. Об этом сообщает издание «Bloomberg».
На этой неделе Владимиром Путиным была проведена своя ежегодная «Прямая линия», во время которой он давал ответы на вопросы российских телезрителей. Конечно же, этот четырехчасовой марафон был тщательнейшим образом спланирован для того, чтобы избежать любого рода неожиданностей, которые были бы способны смутить российского президента. Тем не менее, это вовсе не означает, что во время мероприятия не прозвучали критика и язвительные замечания. Например, Путин использовал марафон как удобную возможность для того, чтобы высказать упреки в адрес своего бывшего министра финансов, выразить свое мнение о войне на территории Украине и порассуждать на тему убийства оппозиционного политика Бориса Немцова.
Начало традиции ежегодного проведения «Прямой линии» с президентом было положено в 2001 году. По мнению российского президента, «Прямая линия» является «самым мощным социологическим опросом». Путин отметил, что миллионы вопросов были направлены к президенту по разным каналам, и это предоставляет возможность посмотреть, чем же в действительности люди озабочены.
Несмотря на то что путинскую Российскую Федерацию нельзя назвать демократическим государством, ее правительством пристальное внимание обращается на ответную реакцию народа. Влияние на российскую политику оказывают результаты опросов общественного мнения и итоги исследований специальных рабочих групп, которые часто проводятся. Этим можно объяснить некоторые шаги Кремля, которые на первый взгляд кажутся опрометчивыми и обреченными на провал, хотя большинство из них в конечном счете оборачиваются чрезвычайно высокими рейтингами поддержки и еще большей консолидацией россиян вокруг режима.
Если вспомнить январь прошлого года, то рейтинг поддержки Путина тогда был на рекордно низком уровне (65 процентов), хотя по меркам более демократических государств такой результат скорее является серьезным достижением, нежели неудачей. Однако после оккупации Крымского полуострова Россией ситуация кардинально изменилась. Рейтинг президента резко вырос до 88 процентов, причем с того времени он оставался приблизительно на том же уровне. Как сообщил Глеб Павловский, с 1999 по 2011 год занимавший должность советника российского президента по вопросам внутренней политики, тогда некоторое повышение рейтинга было ожидаемым, однако такой результат стал неожиданностью для всех, в том числе, и для Путина.
По прошествии года после аннексии Крымского полуострова рейтинг президента РФ продолжает оставаться на феноменально высоком уровне. Тем не менее в настоящее время президент вынужден бороться с растущим недовольством, которое вызвано экономическим спадом в Российской Федерации, связанного с западными санкциями и падением цен на нефть. Глава независимой организации по изучению общественного мнения «Левада-центр» Лев Гудков придерживается мнения, что достаточно скоро рейтинг поддержки российского президента будет постепенно снижаться.
Путину потребуется новый виток эскалации.
По словам Льва Гудкова, «пузырь идеологического патриотизма» в настоящее время уже является достаточно слабым. Относительное затишье в конфликте на территории Украины спровоцирует в России протестные настроения. Во время «Прямой линии» Путин акцентировал внимание на важности единства российского народа. По словам президента, если Россия будет консолидацию общества, которая наблюдается в настоящее время, то для страны не страшны какие-либо угрозы.
По мнению Льва Гудкова, для Путина в скором времени станет необходимым новый виток эскалации для спасения от разрушения этого недавно достигнутого единства. Тем не менее, маловероятно, что такая волна эскалации может принять форму нового наступления на Украинское государство или другого соседа Российской Федерации. По словам Гудкова, захват Крыма россияне встретили с радостью во многом по той причине, что он являлся относительно бескровным и был одобрен подавляющим большинством крымчан. Однако, как отмечает Гудков, в целом россияне не имеют желания воевать с кем-либо.
Глеб Павловский считает, что режиму придется придумывать новую проблему, однако, вероятно, что эта проблема будет исходить не извне, ведь там Россия и так уже зашла слишком далеко, а изнутри. По словам бывшего советника Путина, предполагаемый империализм России скорее представляет собой PR-кампанию, нежели господствующую идеологию. Павловский отмечает, что это напоминает «мыльную оперу с имперскими декорациями, а не проект по восстановлению империи».
Новыми жертвами режима будут те, кого принято считать агентами внешних врагов – то есть та относительно немногочисленная, однако активная и влиятельная часть российского общества, проповедующая либеральные ценности и стремящаяся к интеграции с Западом. Кремлевские пропагандисты любят именовать этих людей «пятой колонной». По словам Гудкова, скоро будет наблюдаться усиление репрессий и рост числа провокационных актов, действие которых направлено против диссидентов.