Лидеры двух крупных государств: Китая (Си Цзиньпин) и России (президент Путин) ныне проводят политику по борьбе с коррупцией, правда, Си Цзиньпин озаботился этой проблемой раньше и ныне старается ей твердо следовать, а вот Путин только начал прижимать отдельных зарвавшихся чиновников. В обоих случаях борьба с коррупцией в странах используется для повышения рейтинга власти с целью отвлечения от экономических факторов. В этой связи в материале японского издания Sankei Shimbun изучается опыт влияния антикоррупционного движения на экономику. Об этом передает издание «Биржевой лидер».
Как показывает практика, растущая и развивающаяся экономика является ширмой для сокрытия коррупционных деяний. Когда все относительно хорошо, то на коррупцию в чиновничьей среде или в среде политиков смотрят сквозь пальцы. Экономический фактор позволяет не обращать внимания, однако, как только дела в своей экономике становятся хуже на тех, кто ныне пребывает при власти, начинают появляться компрометирующие материалы. Дело просто в том, что власть, решая собственные проблемы, пытается переключить внимание граждан с собственных неудач на поиск виновных среди нечистых на руку лиц, поскольку с традиционными способами воздействия на ситуацию у нее появляются трудности.
Аналогичные периоды были и в японской истории. Экономический рассвет позволял не трогать чиновников. Даже в случае отсутствия значимых политиков, их с успехом подменяли чиновники и потому в Японии проблемы отсутствовали. Таким образом, случалось, что чиновников приводили в руководители крупных частных компаний, и общество относилось к этому спокойно. Совершенство чиновников превосходило ущербность политиков, а общество со своей стороны позитивно воспринимало бюрократическое государство. Но сообразно традиции, как только рост экономики прекращался, на чиновников начиналась охота. В связи с ними возникали скандалы, критика их полномочий усиливалась со стороны людей, бюрократии пришлось на себе испытать основной удар. В то же время от политиков многого не ожидали, потому и предметом нападок они не стали. При этом автор материала, доказав связь между экономическими трудностями и ростом борьбы с коррупцией считает, что сама по себе эта борьба воздействует негативно на экономические перспективы.
Как отмечают эксперты, чиновники в состоянии оживить экономику и потому борьба с коррупцией может стать тормозом для экономического развития. При этом существует миф, что рост японской экономики обеспечивали только чиновники. И тому подтверждением выступает ряд исследований. Чиновники, плохо понимающие рыночные принципы, не могут поднять рыночную экономику, это против логики. И вместе с тем чиновники достойны критики в случае, если они не могут обеспечить рост экономики, несмотря даже на крайнюю степень стараний. Ситуация требует спокойного и рационального подхода с учетом международного опыта.
Ни Китай, ни Россия еще не достигли полного развития рыночной экономики. В них большую часть экономики составляют госкомпании. Борьба с коррупцией может предоставить шанс, что на рынке вместо государственных корпораций появятся новые игроки, и тогда для развития экономики появится шанс. Однако в реальности это представляется невозможным, так как такие перемены несут опасность для существующих основ власти. Таким образом, антикоррупционная борьба не приведет в своем результате к восстановлению экономики. Власти используют ее только для устранения политических противников, а у народа появится только еще один повод для недовольства.
Как отмечают эксперты издания «Биржевой лидер», китайский лидер Си Цзиньпин приходил к власти в 2012 году под лозунгом борьбы с коррупцией. Разговоры о ней начались даже раньше, еще при Ху Цзиньтао, который в 2004 году громогласно призывал к борьбе против коррупционеров, но те слова в большей степени так громом и остались. Экономика Китая росла, а высокие партийные чины продолжали богатеть. Поэтому поначалу и к инициативам Си Цзиньпина было отношение прохладное. Однако многие были удивлены, когда под арестом оказался секретарь парткома Чунцин Бо Силай, которому предсказывали очень высокие должности, но как оказалось на самом деле его ожидало только стремительное падение, судебное разбирательство и обвинительный приговор. Эта ситуация перевернула многое.
Китайский председатель продолжает риторику по усилению борьбы с коррупцией и нормализации нравственного поведения среди властных кругов. Он призывает активно и решительно вычищать от коррупции политическую и судебную системы, и необходимости понимания среди чиновников существования «красной черты закона», которую не при каких обстоятельствах нельзя пересекать. Как результат борьбы, возглавляемой председателем, менее чем за три года под следствием побывали 18 чиновников высокого ранга, не ниже министерского уровня.
В России же никто не говорил о борьбе с коррупцией, пока путинская экономика показывала стабильные темпы роста. Общество даже соглашалось с ограничением свобод, но в замен требовало экономического благополучия. И вот теперь, на фоне рецессии в экономике и обострения отношений с Западом в Кремле решили найти виновных и объявили борьбу коррупционерам, но как представляется реально ею, как раньше, будут заняты оппозиционеры, а власть в замен ограничится репрессиями и пропагандой.