В наши дни в Центральной Европе многие лидеры государств активно решают, стоит ли им ехать на 70-летие Победы в Москву, зависимо от внутренней политической конъюнктуры, считает политолог И. Преображенский, о чем пишет Deutsche Welle.
Ехать или же нет в столицу России на празднование уже 70-летия Победы во Второй мировой и если да, то вообще идти ли на парад? Сегодня есть страны, чьим лидерам нетрудно ответить на этот вопрос. Но лишь не в Центральной Европе, которую освободила вначале Красная армия, а потом советское руководство - с явно молчаливого согласия Запада - на этих территориях создало "социалистический лагерь".
Исторические совпадения.
Как известно, Венгрия являлась союзницей нацистов в этой войне, хотя ее "освобождение" и празднуют 4 апреля. А вот Словакия, после массовой оккупации Чехословакии фашистской Германией, просто превратилась в формально независимое, но на самом деле марионеточное государство. Почти всю войну она также считалась союзницей Гитлера. И лишь после вступления на ее земли советских войск здесь произошло антинацистское восстание.
Чехия долго была под оккупацией, но ее освобождали не только лишь советские, но еще и американские войска. Румыния и Болгария, как и упомянутая Венгрия, большую часть кровопролитной войны являлись союзниками Гитлера. Что до Польши, то она была освобождена войсками СССР, но в 1939 году пережила сразу двойную оккупацию - со стороны как Германии, так и советов. А в 1945 году Армия Крайова попыталась освободить страну непосредственно до прихода советских войск для того, чтобы помешать абсолютно новой оккупации.
Отдельно взятая история - Беларусь и Украина. Оба государства были частью СССР. Но после аннексии п-ва Крым Россией, не упоминая уже о военном конфликте на Донбассе, участие представителей современного официального Киева в массовых празднованиях в Москве невозможно. Что до белорусского лидера А. Лукашенко, то он осознает, что белорусский дискурс о Второй мировой представляет ее, не без должных оснований, самым пострадавшим государством. Поэтому лидеру Беларуси лучше встречать праздник дома, если он своей столицей считает Минск, а не Москву. Так, Лукашенко и имеет намерения поступить, отказавшись в Россию приезжать именно 9 мая.
А вот Венгрия не может все никак определиться. Если и поедет кто-то в Москву, то это будет нынешний президент страны Я. Адер. Наиболее известный за рубежом современный венгерский политик, премьер В. Орбан, несмотря на свои дружеские отношения с Путиным, приезжать 9 мая в Москву не собирается. Из республики Словакия прибудет премьер Р. Фицо. Как и во времена войны, словацкие власти долгое время колебались и решение приняли в последний момент. При этом сам Фицо на парад на не пойдет - планирует встретиться с чешским президентом М. Земаном.
Что до Земана, то он почти что сразу после получения официального приглашения от российской стороны сказал, что непременно поедет. Так, например, по его словам, именно благодаря освобождению со стороны могущественного Советского Союза " сегодня чехи могут не выкрикивать: "Хайль, Гитлер!". Однако данная поездка внутри страны вызвала сразу несколько громких скандалов. В частности, Земан категорически отказался встречаться с нынешним послом Соединенных Штатов, резко осудившим намерение сегодняшнего чешского президента лететь в Москву. В результате, правда, на парад данный зарубежный гость из Чехии не пойдет также. Ну а из Польши в Москву не поедет фактически никто, о чем сообщают специалисты издания "Биржевой лидер".
Почему и как делается выбор.
Казалось бы, позиции государственных властей должным образом совпадают с официально веденным национальным дискурсом об известной Второй мировой войне. Но на самом же деле, трудный выбор современных лидеров многих постсоциалистических стран попросту делался исходя из наиболее актуальной внутриполитической конъюнктуры. Сама же история стала исключительно разменной картой в таковой игре.
В Чехии, как в наше время пишут многие местные СМИ, уже фактически началась предвыборная президентская кампания. И М. Земан, который пока совсем не исключает, что постарается переизбраться уже на второй срок, собственной поездкой в Москву себя ставит в оппозицию к ныне действующему правительству, но при этом удовлетворяет запрос непосредственно со стороны многих потенциальных избирателей. Аналогично поступает действующий словацкий премьер Р. Фицо.
Дискуссия на территории Венгрии связана только со сложной позицией страны внутри Евросоюза и ее приоритетными нынешними экономическими отношениями с РФ. К исторической позиции государственных властей это явно не имеет никакого отношения. Население также не требует от них официального посещения Москвы.
Таким образом, можно с осторожностью предполагать, что если бы не было пресловутой аннексии Крыма РФ и украинского кризиса, то позиция восточно- и центральноевропейских лидеров была бы все равно практически такой же. Разве что М. Земану не потребовалось бы сильно ругаться с послом США и своим правительством. Но тогда он не получил бы нужного внутриполитического эффекта, который мобилизует его потенциальный электорат, и еще совсем не факт - поехал ли бы он в данной ситуации.