Спор между Еврокомиссией и российской компанией «Газпром» прокомментировали эксперты «The New York Times». Они полагают, что больше шансов на победу в противостоянии есть у Еврокомиссии. Об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Профильные эксперты убеждены, что, скорее всего, итогом спора для российской компании станет необходимость выплаты миллиардных штрафов, а также ограничение деятельности «Газпрома» на европейском рынке. Однако некоторые аналитики убеждены, что существует возможность мирного урегулирования конфликта.
В среду антимонопольные регуляторы Европейского Союза вынесли обвинение российскому гиганту в злоупотреблении доминирующим положением на рынке природного газа. Российскими властями этот шаг расценивается, как прямой вызов Москве, продолжение реализуемой европейским сообществом политики санкций.
Исполнительный орган Евросоюза, Еврокомиссия, заявила о том, что непрозрачность в процессе ценообразования со стороны «Газпрома», могла стать причиной повышения стоимости природного газа, реализуемого потребителям из Болгарии, Польши и стран Прибалтики. Как известно, на протяжении довольно длительного времени эти государства были зависимы от российского газа целиком или в значительной степени.
Специалисты Еврокомиссии утверждают, что в указанных странах российская компания заподозрена в формировании завышенных цен. Примечательно то, что цены, которые «Газпром» ставил на свою продукцию в этих странах, значительно превышали не только затраты самой компании, но и среднерыночную цену. В таком поведении российского поставщика Еврокомиссия видит признаки злоупотребления монопольным положением.
Комментируя обвинение, представители «Газпрома» заявили о том, что антимонопольной юрисдикции Европейского Союза деятельность компании не подлежит, поскольку, по сути своей, является ответвлением российского правительства, государственной компанией. Учитывая такое положение в российском обществе, «Газпром» заявил, что уполномочен российским законодательством на выполнение специальных, социально значимых функций. Компания заявила о том, что обладает статусом подконтрольного государству стратегического предприятия.
Обвинение Еврокомиссии в сторону «Газпрома» является попыткой европейского регулятора нанести удар по крупнейшему источнику поставок природного газа в Европе и одной из самых влиятельных российских компаний. В российском обществе «Газпром» по-прежнему силен, несмотря на влияние сил, действующих на глобальном рынке энергоносителей и геополитическую напряженность, возникшую вокруг России.
Для российской компании, по мнению большинства экспертов, завершением спора станет уплата штрафов в размере нескольких миллиардов долларов, а также введение против нее ограничительных мер, которые будут касаться деятельности компании на европейском рынке. Тем не менее некоторые аналитики полагают, что спор может разрешиться по согласию сторон. Выдвинутые против «Газпрома» обвинения только усилили напряженность, существующую в отношениях между Россией и Западом по причине участия Москвы в вооруженном конфликте на Донбассе.
Деятельность «Газпрома» в Европе при ближнем рассмотрении.
Еврокомиссия подозревает «Газпром» в формировании нездоровой конкурентной среды на европейском рынке, уничтожении конкуренции с помощью ограничения газопотоков в некоторых европейских регионах. Еврокомиссия констатирует, что ситуация похожа на проведение «Газпромом» целостной стратегии разделения центрального и восточного европейских рынков, к примеру через ограничение возможности потребителей перепродавать газ в другие страны.
По мнению экспертов Еврокомиссии, российская компания вполне могла использовать свое влияние на рынке Польши и Болгарии, устанавливая зависимость между поставками газа и участием государств в инфраструктурных проектах. В качестве последних указывают аналитики регулятора планы создания новых газопроводов, использование которых даст возможность поставлять большие объемы российского газа в Европу.
Маргрете Вестагер, комиссар Евросоюза по вопросам конкуренции, отметила, что «Газпром» разделил национальные рынки. Этот шаг, по словам эксперта, дал российской компании возможность использовать меры, рассматриваемые Еврокомиссией, как нечестные. Если опасения специалистов Еврокомиссии подтвердятся – российской компании придется столкнуться с правовыми последствиями своих действий.
Теоретически последствием проигрыша в споре для «Газпрома» может стать уплата штрафа, составляющего приблизительно 10,7 миллиарда долларов. Однако это нельзя назвать для компании самым неприятным результатом противостояния. Значительно большее беспокойство у руководства компании должно возникать по поводу последующей необходимости допуска роста конкуренции.
Речь идет о формировании конкуренции на рынках, уже давно считающихся полностью или в большей степени подконтрольными «Газпрому». На данное время странами Европейского Союза потребляется около 30 процентов российского газа в общем объеме поставок.