Существует такая версия, что Киеву стоит отказаться от Донбасса, чтобы спокойно построить благополучное государство. В подтверждение этого Путин рассказал историю, что ему Порошенко якобы предложил «забрать Донбасс». Нужен ли в действительности Украине Донбасс, и для чего он нужен России, идет речь в аналитическом материале Frankfurter Allgemeine Zeitung, передает издание «Биржевой лидер».
Представление о том, что Донбасс стал для Киева в связи с тяжелой войной ненужной обузой, имеет под собой определенное назначение. Возникает вопрос, кто будет заниматься дальнейшим обеспечением региона и его восстановлением. В том, чтобы Украина отказалась от мятежного региона, есть свои резоны, отмечает немецкое издание. Немецкие эксперты уже сделали вывод, что в случае тяжелого развития сценария с отделением части Донбасса, экономика остальной Украины выдержит такое испытание. В этой связи FAZ отмечает, что до конфликта этот регион получал дотации и не давал доходы в госбюджет. Местные жители к тому же все время голосовали на выборах против прозападных политсил, которые стремились к сближению с ЕС, хотели проводить реформы. Выдвиженцем региона во власть стал теперь уже бывший президент Янукович, представлявший на деле не интересы страны, а лишь некоторых олигархов Донбасса. Теперь же от Украины потребуются значительные траты, чтобы восстановить регион от последствий войны, в то время как экономика страны и без того в не лучшем состоянии. Тем не менее, несмотря ни на что, в Киеве не рассматривают сценарий отказа от Донбасса.
Вместе с тем на экспертном и дипломатическом уровне в Украине обсуждают вариант с превращением Донбасса в некий аналог Приднестровья, то есть создания территории замороженного конфликта, как это произошло с частью молдавской территории, где так и не пришли к полноценному решению за много лет. При таком варианте главное, что будет прекращено кровопролитие. Такой вариант мог бы стать приемлемым для России, поскольку самопровозглашенные террористами образования существовали бы и дальше. России только бы пришлось отказаться от идеи создания «Новороссии», то есть дальнейшего захвата украинских территорий. В Донбассе прекратились бы боевые действия, а в Украине перешли бы к реанимации собственной экономики.
Однако такой путь, как отмечают немецкие эксперты, несмотря на кажущуюся привлекательность, маловероятен, потому что Путину не нужен такой вариант и не нужен Донбасс. Ему не нужна нагрузка на собственный российский бюджет для помощи разрушенного войной Донбасса, экономика сейчас у него тоже не в лучшем состоянии и присоединения еще одного региона он не хочет. Заморозка конфликта для Москвы будет означать, что она оставляет за собой контроль над Луганском и Донецком, но при этом потеряет влияние на Киев, а это не в ее интересах. Автор статьи в FAZ считает, что Путину не нужно контролируемое «Приднестровье» в Донбассе, ему нужен там «Сектор Газа» - взрывоопасный и смертоносный, который бы подтачивал Украину изнутри.
Также в материале немецкого издания вспоминается судьба Минских договоренностей, подписание которых состоялось при участии европейских лидеров А. Меркель и Ф. Олланда. Эти соглашения не могут спасти ситуацию. Эти договоренности представляют собой сложный документ, который простыми словами можно охарактеризовать как «политические торги». Согласно логике документов, с завершением боевых действий стороны должны приступить к политическому диалогу. В результате должно получиться так, что Москва отказывается от поддержки пророссийских сепаратистов, а ДНР и ЛНР остаются в Украине, при этом Киев проводит децентрализацию через изменение Конституции.
Вместе с тем FAZ отмечает, что децентрализация очень нечетко описана, что оставляет свободу Кремлю трактовать это понятие в зависимости от своих представлений. Получение автономии оккупированными территориями в составе Украины подразумевает, что пророссийские террористы получают возможность войти в украинский парламент, и таким образом Кремль будет иметь инструмент влияния на решения, принимаемые Киевом. С украинской стороны идет сопротивление российскому плану, но отказаться от Минского договора она тоже не может, потому что это единственный пока вариант решения конфликта дипломатическим методом, с военной точки зрения такого шанса нет, потому что Россия имеет преимущество. Москва через военный контроль может реагировать на ситуацию, если Минские соглашения будут выполняться не так, как ей выгодно. Если потребуется, боевые действия возобновятся, и сторонам придется снова начинать искать компромисс в переговорах.
Задача пророссийских террористов сводится к поддержанию огня войны, но не на столь большом уровне, чтобы Запад вводил новые санкции, достаточно, чтобы в Киеве притормаживались реформы. Как показывают события последнего времени, Москве достаточно убийств двух-трех солдат для достижения своей цели. Согласно заявлению украинского президента, в конфликте на Востоке страны уже погибло 1675 военных. При этом Порошенко продолжает считать, что Украина придерживается мирного плана урегулирования в Донбассе, как «единственно правильного и безальтернативного».