Пропагандистская машина России никогда не станет превозносить основную заслугу действующего президента России перед человечеством. «Владимир Путин относится к числу величайших пародистов всех народов и времен, - пишет издание «Власть денег», - так как он сумел в самых гротескных и абсурдных формах объединить практики и идеологии двух самых людоедских империй во всей истории».
«Рашизм - сочетание нацистской идеи духовного превосходства и концепции «особого пути», о котором много говорили большевики, в конечном итоге дал убойную смесь, которая именуется «русским миром», - пишет издание. Убойную смесь не только в том смысле, который больше года постигает Украинское государство. Первой жертвой данной идеологии был здравый смысл. Враги Российской Федерации довольно могущественны, чтобы постоянно мешать ее попыткам жить лучше. Однако это не мешает России угрожать им каждому по отдельности и всем одновременно.
Впрочем, как отмечает издание, проблемы с логикой свойственны и двум предшественницам рашизма. Оригинальность рашизма лежит в другой плоскости. Коммунистической идеологии фундаментом служила искренняя вера в вероятность построения бесклассового общества. На такой искренней вере основывался и нацизм, - на вере в арийский проект. Как один, так и второй строились, по сути, на вере в человеческого гения, грезили Золотым веком и мировым господством. Собственно, все злодеяния совершены ими были во имя такой веры.
Рашизм является искренним неверием ни в человечество, ни в светлое будущее. Также нет места вере в Бога. Дело тут не только в воинствующем атеизме. Российское православие на первое место всегда ставило ритуал, а вера для этого не просто необязательна, она порой убийственна. Ритуал заложен в основу российской политической культуры. Яркой иллюстрацией этого служит «прямая линия» Путина. Это действо, которое проходит уже в тринадцатый раз, имеет единственную цель: показать всем, что у государства есть хозяин. «Разговор с государством» - это апогей патернализма, когда отец-мачо читает сказки детям-гражданам», - пишет издание.
«В этом смысле, - отмечает издание, - весьма показательно, что в течение пятнадцати лет - срок пребывания нынешнего президента России у власти - самой востребованной темой фантастики является не будущее и космос, а прошлое и Земля». Особенно это видно в кинематографе. Дороговизна «космических» спецэффектов, думается, здесь вторична: просто запрос на бойцов хронофронта намного выше, нежели на колонизаторов Красной планеты. Помещение Золотого века в прошлое - известная практика. Без нее не было бы как фашизма (а также его ответвления - нацизма), так и Французской революции и Ренессанса. Но во всех указанных случаях минувшее было далеким идеалом, который не имел никакой привязки к живой памяти. Поэтому любое из таких «возрождений» было в действительности фантазией по мотивам представлений о прошлом, таким себе материалом для реконструкции. Тут, пожалуй, следует объяснить: это слово значит вероятный, а зачастую только возможный облик минувшего. Типичными примерами здесь являются киевские Золотые ворота, а также церковь Богородицы Пирогощи, которые отстраивались согласно представлениям о них.
Игра в имитацию, или государство понарошку.
Издание подчеркивает, что рашизм лишен воображения, так как его полностью компенсирует ностальгия. Поэтому путинский режим не является реконструктором. Однако не является он и реставратором. Более того, он не только не дружит с географией, его еще и не смущают анахронизмы. Не заботит его и соответствие оригиналу. Достоверности ему, очевидно, и не надо: невозможность сделать все «так, как было» является очевидной, а стилизация и эффектнее, и дешевле. Кроме этого, она еще и лишена внутренних противоречий. Поэтому заверения в дружбе и любви к «братскому народу Украины» никак не противоречат новой попытке уничтожить государственность этой страны. Поэтому жестокая зависимость от технологий и рынков Запада дополняет воинственную риторику «радиоактивного пепла». Такая игра в имитацию, собственно, до сего времени является практически основной гарантией стабильности режима Путина, поскольку публика тоже принимает в ней активное участие. Разумеется, сегодняшняя Российская Федерация не является тоталитарным государством в его традиционном понимании. Она, в принципе, и не способна стать таковым в силу множества самых разных причин, практически ключевой из которых является всепобеждающая коррупция, которая лишает «компетентные органы» опции массового террора. Путинская страна - это государство понарошку, в котором ложь стала как государственной религией, так и способом социального взаимодействия.
Российская Федерация - это китч империи. Самые крупные диктатуры двадцатого века - и фашистская, и коммунистическая, и нацистская - развили довольно сложные эстетические системы, которые и в политике, и в культуре будут сказываться еще долгое время. Рашизм лишен стиля и нарочито безвкусен - это, собственно, и есть главный предохранитель от его реинкарнации с приставкой «нео-» спустя десятилетия после смерти. Посудите сами, эсэсовская форма - это, во всяком случае, эстетично, в отличие от заношенного тельника, проглядывающего за ватником, обвешанным георгиевскими ленточками.