Переговоры, состоявшиеся в Сочи, прокомментировал Гжегож Костшева-Зорбас. Он утверждает, что предложение Кремля о нормализации отношений Запад не принял. Об этом стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейлеров «Биржевой лидер».
Эксперт по геополитике, бывший сотрудник оборонного и внешнеполитического ведомств Польши Гжегож Костшева-Зорбас, дал оценку переговорам, которые состоялись во время визита в Сочи госсекретаря США Джона Керри. Точка зрения экс-чиновника изложена в публикации польского издания «fronda.pl». Он убежден, что безликие заявления по результатам переговоров свидетельствуют об отсутствие прорыва или непубличном характере результирующих договоренностей.
Отмечает эксперт, что переговоры Керри и Лаврова была на самом деле рядовым событием, подробности которого мировой общественности неизвестны. Намного важнее то, что американский госсекретарь встречался с президентом России, который имеет в стране неограниченную власть. Однако не следует ожидать от этой встречи слишком значительных результатов, даже с учетом высокого уровня участников.
О ходе и результатах переговоров общественности решили не сообщать. Трактовать этот факт следует как констатацию того, что встреча носила рабочий характер и оказалась безрезультативной, к согласию сторонам прийти не удалось или же суть договоренности по каким-либо причинам пожелали скрыть от мировой общественности. При этом польский дипломат не допускает мысли о том, что встреча была направлена исключительно на формирование имиджа ее участников.
Комментируя итоговые заявления, Костшева-Зорбас отметил, что формулировка об «откровенном разговоре» является аналогом утверждения о «переговорах конструктивных, дружеских, прошедших в духе полного согласия», то есть, не значит ровным счетом ничего. Дипломат называет подобные фразы словами-наполнителями, которые применяются, чтобы сказать что-то тогда, говорить ни о чем не хотят.
Из разных сигналов, которые в последнее время подает Москва, следует, что Россия предлагает Европе перейти к нормализации отношений, забыв об Украине и других спорных вопросах. Примечательно то, что сигналы поступают довольно серьезные, они содержатся не только в заявлениях Владимира Владимировича и представителей российской власти, но и из подконтрольных кремлю масс-медиа.
Адресатом сигналов в первую очередь является Евросоюз. Москва показывает, что готова забыть о прошлых спорах, снова проявить стремление к сближению, более тесному сотрудничеству и отменить санкции взаимно. Очевидно, что заманчивое предложение Евросоюз пока не принял, да и для отмены санкций потребуется единогласное решение.
Решение о возможной отмене санкций, введенных против России, в теперешней ситуации вряд ли может быть принято. Если не хватит духу для блокировки такого решения Евросоюза Варшаве – это обязательно сделают Прибалтийские страны, для которых российская агрессия является не пустым звуком, вполне реальной перспективой. Поэтому невысока вероятность того, что в ближайшее время Европа откажется от своей осторожной, но твердой политики в отношении Российской Федерации.
К «нормализации отношений» с Россией Запад не стремится.
В то же время, можно констатировать, что Европа, как единый игрок геополитической арены, решения о налаживании отношений с Москвой не принял. Скорее, можно утверждать, что имеет место обратная тенденция – европейские политики обращают внимание на обострение в ситуации на Донбассе и несомненную причастность Кремля к этим событиям.
В высказываниях того же Джона Керри, военных представителей США и Североатлантического альянса содержатся ведомости о предстоящем наступлении контролируемых Москвой боевиков на Донбассе. Представители европейского политикума осуждают вооруженные действия, реализуемые так называемыми «ополченцами», а по факту, Москвой. Политики призывают к выполнению Минских соглашений, в том числе положения о прекращении огня.
Украинская тема с повестки дня европейских лидеров не исчезла, о ней и дальше говорят в России и на Западе. Очевидно, что за Украиной не закреплен статус темы №1 для обсуждения в мире, нельзя исключать, что в ближайшем будущем откорректированы будут позиции Москвы, Вашингтона или Европы по поводу украинско-российского кризиса. Тем не менее, стремление к «нормализации» через примирение пока, похоже, не вызывает встречного энтузиазма на Западе. На данном этапе в двухсторонних отношениях Москва-Запад ничего не изменилось.
В отношениях этих двух сторон можно наблюдать за хитрой и многосоставной игрой. На словах Россия активизировала риторику о начале «нормализации» отношений с Западом. На деле можно видеть, что на Донбассе пророссийские боевики усиливают активность болевых действий, а у границ НАТО Кремль устраивает своеобразные вооруженные демонстрации – полеты военных самолетов, загадочные подводные суда.
Несложно понять, какую цель преследует с помощью использования подобных механизмов несовпадения слов и действий Кремль. Игра, которую ведет Москва, призвана показать, что России якобы позволено больше, чем другим и склонить Запад принять предложенную «нормализацию» в отношениях между сторонами, забыв при этом об Украине. В настоящее время можно сказать, что планы Москвы не слишком успешны в реализации.