Российские компании, попавшие в санкционный список, активно лоббировали свои интересы в законодательных органах США. Согласно информации агентства Bloomberg, с осени это стоило им свыше миллиона долларов оплаченных американским лоббистам, передает издание «Биржевой лидер».
Согласно отчетности компании Squire Patton Boggs стало известно, что «Газпромбанк» за девять месяцев, начиная с 2014 по март 2015 годов, заплатил ей 450 тыс. долларов. В SPB работает бывший лидер сенатского большинства Т. Лотт и бывший сенатор от Луизианы Д. Бро. Как отмечает Bloomberg, Лотт благодаря российским деньгам получает вдвое больше, чем за работу в американском Сенате.
Среди тех, кто оплачивает услуги американских лоббистов, есть и компания НОВАТЭК. Она работает с Qorvis/MSLGROUP. Во второй полугодии прошлого года НОВАТЭК заплатила 560 тысяч долларов в качестве оплаты за работу в связи с украинским кризисом, еще 180 тысяч долларов лоббисты получили за первые три месяца текущего года. НОВАТЭК, находясь в списке санкций США, нуждается в оперативной информации для эффективной работы собственного бизнеса, ее прежде всего интересует недопущение усиления санкций, а если они готовятся, то такая информация должна стать известна компании как можно раньше. Также ей интересно узнать возможности смягчения уже принятых мер. Все это могут помочь получить лоббисты. Прошлой осенью в американской прессе сообщали, что НОВАТЭК через Qorvis/MSLGROUP пыталась препятствовать принятию в Сенате законопроекта, по расширению антироссийских санкций, обошлась такая работа компании в 280 тысяч долларов.
Есть свои интересы относительно ослабления давления на российские компании и у американцев. Для этого они тоже используют лобби. Так компания Chevron лоббировала в своих интересах недопущения дальнейших санкций против «Транснефти». У этих компаний сотрудничество в Казахстане. Таким же образом отстаивала свои интересы Exxon. Жесткие санкции в отношении россиян стали сюрпризом для бизнеса в США и Европе, к которым они пока так и не приспособились, поэтому используют услуги лоббистов. Кроме того американцы, например, опасаются, что в ЕС не будут тверды в своей позиции по России и ослабят действие санкций в отличие от США, что поставит американские компании в неравное положение с европейскими конкурентами. Поэтому бизнес требует, чтобы санкции от США и ЕС носили равнозначный характер.
Лоббисты в Европе стали менее интересны.
Раскрытие компании GPlus, предоставляющей услуги лоббистов, показало, что в прошлом году на лобби в Европе «Газпром экспорт» потратил меньше, чем это было в предыдущем году. GPlus, представляя в 2013 г. интересы российской корпорации, заработала от 300 до 350 тысяч евро (зачастую суммы выплат в отчетах указываются в диапазоне). В 2014 г. расходы россиян были снижены до 300 тысяч евро. При этом следует учитывать, что настоящие расходы могут отличаться от официальных. От «Газпрома» поступления в прошлом году на счета GPlus составили 50 – 100 тысяч евро (через компанию Diversified Energy Communications) и 100 – 200 тысяч евро напрямую от «Газпром экспорта».
GPlus Europe входит в ряд ведущих лоббистов в Европе, ее лобби в Европарламенте составляет 25 человек. Годовой оборот составляет 3,5 млн. евро. Сотрудничество GPlus с «Газпромом» объединяет их с 2007 года. GPlus налаживает связи со СМИ для создания образа «прозрачной компании». Кроме того GPlus представляла интересы South Stream Transport BV — это совместное предприятие «Газпрома» с европейскими партнерами в лице Eni, Wintershall и EDF. Такое сотрудничество было организовано под строительство газопровода «Южный поток». После провала проекта в декабре прошлого года российская сторона отказалась от участия в нем и «Газпром» выкупил доли в предприятии у своих партнеров, которым принадлежала половина.
С декабря прошлого года Еврокомиссия, в рамках борьбы за прозрачность госструктур постановила, что лоббисты должны проходить обязательную регистрацию. Ранее контакты членов ЕК и Европарламента с представителями бизнеса раскрывались только на добровольной основе. Вместе с тем, информация в европейском регистре все равно не позволяет понять, за что конкретно платят компании своим представителям в Брюсселе, по каким вопросам работают лоббисты в органах власти. Коммуникационные фирмы, такие как GPlus, только называют аккредитованных в Европарламенте сотрудников, называют клиентов, в чьих интересах работают и сумму средств получаемых за это, при этом цифры называются в большом диапазоне.
По оценке общественной организации Corporate Europe Observatory, контролирующей лоббистскую деятельность в Европе, примерно три четверти законов и инициатив на европейском уровне принимаются с участием заинтересованных лиц. Речь не идет о том, что политиков заставляют что-то принимать, это может быть значимая информация, которая может иметь вес при обсуждении законопроектов, от которых будет зависеть коммерческая деятельность заинтересованных лиц. При этом известно, что Евросовет как главный исполнительный орган власти в ЕС считается наиболее непрозрачной структурой. Согласно информации Transparency International, Евросовет в едином реестре совсем не покрывается требованиями по раскрытию.