Ангела Меркель волей-неволей стала в международной политике лидером проукраинского течения, пишет Люсьен Ким, журналист, колумнист «Reuters» (Берлин).
Он приводит слова Энтони Блинкен, замгоссекретаря США, который после визита в ФРГ не переставал нахваливать принимающую сторону: «Никогда еще на моей памяти американско-немецкие отношения не охватывали такой широкий круг международных вопросов. Барак Обама очень признателен за партнерские отношения с Меркель». Эмоциональность замгоссекретаря выходила за рамки дипломатического протокола.
«В международной политике канцлеру ФРГ волей-неволей пришлось стать лидером проукраинского течения. Военные действия в Украинском государстве привели к целому ряду разных непредсказуемых последствий. Наиболее удивительная из них - новая роль ФРГ как европейского лидера. До того времени, когда Путин вторгся на украинскую территорию, американский президент был рад совсем не думать про Европу. Сам президент России надеялся, что достаточно тесные коммерческие связи, а также чувство вины за развязывание Второй мировой заставят ФРГ сохранить нейтралитет. Канцлер же предпринимала попытки наладить диалог с Российской Федерацией, сохранив при этом стабильность в Европе», - пишет автор.
Он подчеркивает, что одностороннее перекраивание Российской Федерацией границ Украины заставило немецких лидеров поменять свое мнение. Аннексия Крымского полуострова, ложь российского президента о невмешательстве войск России в захват полуострова, а также тайная война в украинском Донбассе подорвали доверие к Москве. Политическая элита Германии, в отличие в целом латентно антиамериканского населения ФРГ, понимает, что действия президента России являются серьезной угрозой европейской безопасности с периода Холодной войны.
Автор отмечает, что самым разительным примером эволюции позиции политиков Германии относительно РФ является Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел ФРГ, представитель традиционно пророссийских социальных демократов. В феврале минувшего года Штайнмайер вместе со своими французскими и польскими коллегами попытался наладить переговоры между бывшим президентом Украины Януковичем и участниками протестов на Майдане. Потом он возглавил усилия Меркель в поиске дипломатических путей решения конфликта с помощью восстановления Минских договоренностей. Также Штайнмайер провел внутренний аудит МИД, с целью улучшить его работу согласно увеличивающейся роли ФРГ на международной арене.
Согласно словам Кима самое большое нововведение - это создание отдела антикризисного управления, целью которого будет определение и предотвращение кризисов еще до того, как они выйдут из-под контроля. «После многих попыток избежать всяких внешнеполитических действий, которые выходят за рамки предоставления помощи и внешней торговли, Германия опять начинает мыслить стратегически. Однако Евросоюз, который состоит из 28 государств-членов, даже и не начинал разрабатывать собственную международную стратегию. После распада СССР, 25 лет назад, ожидалось, что торговля между государствами станет в Европе основой мира. Членами Евросоюза становились восточноевропейские государства», - пишет автор.
Для Путина Украинское государство имеет стратегическое значение.
«Нам необходима стратегия», - приводит Ким слова Фредерики Могерини, главы европейской дипломатии во время Мюнхенской конференции. «Это немного запоздалое признание, которое показывает, что Европейский союз не готов к конфликту на Украине. Европейцы с одной стороны трубили о подписании Соглашения об ассоциации, а с другой - не готовы и говорить относительно перспективы членства в ближайшем будущем», - пишет он.
Однако, подчеркивает Ким, для российского президента Украинское государство имеет стратегическое значение: как раз поэтому он и набросился на полуостров сразу после бегства его ставленника Януковича. «Хотя кремлевская пропаганда и называет Майдан военным переворотом, задумкой ЦРУ для свержения президента Януковича, степень вовлечения Америки в данный конфликт может служить хорошим примером безразличной внешней политики американского лидера. Не сумев «перезагрузить» отношения с Российской Федерацией в течение первого срока, Барак Обама хотел просто забыть о президенте России. По мнению Белого дома, с Европой все вопросы уже были решены, а уснувшего зверя Путина лучше не будить», - пишет Ким.
Во время визита Блинкена в столицу Германии Вольфганг Ишингер, бывший посол ФРГ в США, а также глава Мюнхенской конференции, отметил, что скучает по лидерству Америки в Европе: «Если бы в переговорах с российской стороной присутствовали Соединенные Штаты, переговоры, наверное, были бы намного успешнее».
Непонятно, пишет автор, кого критиковал в первую очередь Ишингер: чересчур самостоятельную Ангелу Меркель или Барака Обаму, которые предпочитает оставаться в стороне. «В ходе переговоров канцлер ФРГ перехватила инициативу, с целью сохранить в Донбассе режим перемирия, в итоге были подписаны вторые соглашения в Минске. Требования по вооружению Украинского государства, которые звучат в американском Конгрессе, послужили толчком для дипломатической миссии Ангелы Меркель. Казалось, президент Америки был рад перепоручить ФРГ эту достаточно тяжелую ношу, при этом вкупе с ответственностью за возможный провал», - отмечает Ким.