Как сообщает «Радио «Свобода» правительство Российской Федерации всегда питало слабость к различным юбилеям. Не успели пройти торжества посвященные 70-летию Победы над нацистским рейхом, как начались приготовления к вековой годовщине Октябрьской революции, при этом предложено не разделять события, а просто назвать ее Великой российской революцией.
В этой связи глава Министерства культуры Владимир Мединский предложил соорудить в Крыму памятник, который будет посвящен всем сторонам, принимавшим участие в гражданской войне.
«Географическая локация этого мемориала объясняется весьма просто - в 1920 году на полуострове произошло, пожалуй, последнее значительное сражение тогдашней войны, несмотря на то, что в Крыму она на самом деле не завершилась», - заявил Мединский во время своего выступления на конференции в Музее новейшей истории РФ.
Осенью 1920-го, после успешного штурма оборонительных укреплений армии, возглавляемой генералом Врангелем, войска красных на протяжении трех дней смогли полностью освободить полуостров, а белые вынуждены были спешным порядком бежать морем за рубеж.
Со времени установления советской власти в Крыму во многих населенных пунктах полуострова появилось и существует доныне множество улиц, посвященных различным деятелям коммунистического движения, к примеру, названные в честь Белы Куна – революционера венгерского происхождения, который возглавил Крымский ревком.
Как говорит крымский публицист Павел Казарин, после распада Советского Союза коммунистическая топонимика определенным образом менялась. Были построены различные памятники в честь воевавших за белых офицеров и солдат, в 1995 году была проведена историческая конференция в связи с 75-летием перехода русских военных судов в Бизерту. Как бы там ни было, нужно осознавать, что современный Крым в первую очередь просоветский.
После разрушения Советского Союза, пребывая в составе Украины, полуостров не знал, что на самом деле происходит в России, и ассоциировал ее с СССР. В результате в Крыму весьма трепетно относились к уничтожению советского прошлого.
В настоящее время ничего не поменялось. К примеру, в минувшем году в разных городах полуострова прошел показ киноленты Никиты Михалкова под названием «Солнечный удар». Там имеется эпизод, в котором красные в Крыму топили пленных белых офицеров. В результате в обществе этот фильм вызвал незначительный отклик. Однако вскоре все было забыто.
Путин спекулирует на истории.
Впрочем, в связи с тем, что началась компания по историческому примирению, и инициативой Мединского относительно установки памятника всем участникам гражданской войны, ситуация в какой-то мере может измениться. Скорее всего, ввиду того, что на полуострове после прошлогодних событий большая часть граждан воспринимает мнение российской власти как абсолютную истину, подобная инициатива, пришедшая из Москвы, населением Крыма будет воспринята с энтузиазмом. Что касается вопросов исторического примирения - то тут необходимо говорить о том, что этот процесс имеет отношение не столько к событиям прошлого, сколько к современным политическим реалиям.
Любитель истории и писатель Кирилл Кобрин усматривает в идее Владимира Мединского дежурную попытку заигрывать с историей, которые стали уже визитной карточкой путинского режима.
Такого рода начинания, в особенности из уст Мединского, как правило, звучат в контексте опыта западных стран. Однако впоследствии все, что можно, будет, как водится, переврано, многое при этом просто проигнорируется, а истина подменится тем, что в настоящий момент выгодно кремлевскому режиму.
Как правило, речь идет о французской истории. В этой стране на самом деле в основе созданной после Второй мировой войны республики Шарль де Голль установил принципы и традиции, сопутствовавшие революции, периоду империи и монархическому времени.
Судя по всему, именно в этом прецеденте и черпает свое вдохновение господин Мединский, а равно и его единомышленники. В истории этой страны нашлось место всем деятелям различных эпох, а во главу угла поставлена одна идея – величие Франции.
Однако, по словам историка, современные французы понимают это в первую очередь в контексте общественного величия. Государство и народ нельзя отделять друг от друга. Кроме того, со времен Французской революции прошло уже немало времени. После Октябрьской революции, конечно, также прошло почти 100 лет, потому-то и не следует сравнивать с тем, как исторические события воспринимаются современным населением Франции, а нужно сопоставить с тем, что происходило там в конце позапрошлого века, когда мнения властвовали совершенно иные.
В то же время у российских властей отношение к революции и гражданской войне достаточно однозначное – все стороны были по-своему правы. А огромные жертвы, которые Россия понесла в той войне, следует забыть и простить.
Путинскому режиму немаловажно создать некую целостную картину российской истории, рассказывающей о величии страны, которое в своем поступательном движении прогрессировало и, наконец, оказалось на пороге своего настоящего расцвета.
Согласно новой трактовке, все стороны тогдашнего конфликта были правы, и сколько бы ни погибло тогда людей, они пали ради того, чтобы Россия смогла, наконец, оказаться там, где она находится сейчас - в преддверии новых глобальных побед.