Британские средства массовой информации называют визовый запрет, введенный Российской Федерацией в отношении ряда западных политиков и дипломатов, очередной ошибкой в "неуклюжем дипломатическом танце с Европой", поскольку в составленном российской стороной "черном списке" очень много тех, кто уже ушел в отставку с занимаемой должности. Более детально мнение западной прессы о "черном списке", составленном Россией, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
По мнению британского издания The Guardian, введенный Россией визовый запрет относительно ряда западных дипломатов и политиков стал очередной ошибкой российской стороны в том "неуклюжем дипломатическом танце", который она танцует с Европой. Ник Клегг, бывший заместитель главы британского правительства и бывший партийный лидер снова оказался в центре внимания. Причиной такого, довольно неожиданного поворота событий стало решение российских властей запретить ему въезд на территорию Российской Федерации. Ошибка, трагикомедия или даже извращения – любое из этих определений в полной мере соответствует тому выверту, в международной дипломатии который решила сделать Москва.
Ник Клегг стал одним из 9 граждан Великобритании и 89 граждан других стран Европейского Союза, которых РФ включила в "черный список" лиц, не имеющих права въезжать на российскую территорию. Москва таким образом "обменялась" санкционными списками с Брюсселем, вызвав тем самым вполне предсказуемую реакцию со стороны Европейского Союза, который выступил с незамедлительным осуждением данного шага. В Европе назвали решение российских властей неоправданным, возможно даже незаконным, заявив одновременно с этим о самоуправстве. Общий вывод, сделанный после этого шага РФ, гласит: российская сторона целенаправлен6но и сознательно идет на усугубление конфликта с западными странами из-за событий в Украине, и выводит данное противостояние на новый, более опасный уровень.
Для рассорившихся европейских стран, нуждающихся в какой-то точке сплочения, смотреть на ситуацию с российским "черным списком" именно в таком ракурсе весьма соблазнительно, однако это вовсе не единственное из всех возможных толкований причин, по которым Российская Федерация решила пойти на этот шаг. В реальности это одна из последних ошибок, допущенных российской стороной в том "неуклюжем дипломатическом танце" с Европой, в котором оба партнера постоянно наступают друг другу на ноги, тогда как Соединенные Штаты Америки пытаются поставить другую пластинку. Поправляющийся сейчас после перелома ноги, сломанной в результате падения с велосипеда, госсекретарь США Джон Керри две недели назад встречался в российском Сочи с Владимиром Путиным, возобновив таким образом публичные контакты с Москвой, тогда как Европейский Союз пока еще ничего такого не сделал.
В российский "черный список" были включены явно не первые люди - The Guardian.
В ходе всего периода возникшего относительно недавно противостояния между Россией и Западом из-за Украины, недопонимание и попадание не в такт уже стали нормой, и последние словесные выпады, сделанные сторонами, не стали каким-то и исключением из общего правила. В визовых запретах, которые решила ввести Российская Федерация, на самом деле нет ничего нового.
Единственная новость в том, что официально данный список пока еще не опубликован. В настоящее время Европейский Союз пытается добиться от российской стороны каких-либо объяснений и выяснить, кому же все-таки запрещен въезд на территорию Российской Федерации, а кому – нет. Однако Россия при этом совершенно четко ответила на вопрос, является ли составленный ею "черный список" недружественным актом или нет: у Москвы ведь есть все основания напомнить, кто первый начал водить запрет на въезд.
Также стоит задуматься и о фигурантах составленного Россией списка – ведь это явно не первые лица, и подавляющее большинство из них являются уже бывшими. Помимо Ника Клегга, в списке есть еще несколько граждан Великобритании – это Малколм Рикфинд, бывший глава комитета по разведке, а также бывшие члены британского парламента и бывший министр иностранных дел. Рикфинд, в своем выступлении сегодня, 1 июня, заявил, что действия Российской Федерации демонстрируют действенность санкций, введенных Европейским Союзом, а лично он и не собирается в ближайшее время ехать в Россию. Также не собираются этого делать ни Николас Хьюстон, глава штаба обороны Великобритании, ни Джон Соэрс, бывший руководитель MI6, ни Эндрю Паркер, бывший руководитель MI5.
При этом многие из фигурантов российского "черного списка", особенно из стран бывшего Варшавского договора, посчитают свое присутствие там своего рода "знаком чести", которым их отметили за занимаемую политическую позицию. Как заметил Карел Шварценберг, бывший глава чешского Министерства иностранных дел и один из фигурантов составленного российской стороной списка, он рад, что стал членом "клуба очень приличных людей".
Кремль заблуждается, если действительно думает, что фигуранты российского "черного списка" действительно могут оказать какое-то влияние на позиции руководства своих стран, и выбор имен будет тогда свидетельством неумения разобраться в сложившейся ситуации или слабого уровня информированности. С другой стороны, действия Москвы могли быть направлены просто на создание шумихи в средствах массовой информации, без каких-то реальных дипломатических последствий.