Нынешняя Российская Федерация являет собой государство, пытающееся восстановить свой статус сверхдержавы при помощи раздражения и культивирования чувства обиды, но никак не путем демонстрации собственных успехов и достижений. Вероятно, наиболее угрожающий пример нынешнего российского «синдрома унижения» найти можно в частом напоминании об унижении в Первой мировой войне и его последствиях.
При этом, прежде, чем страны мира поддадутся вышеуказанному шантажу унижением, руководству Российской Федерации придется ответить на множество вопросов. К примеру: 1) Обида России реальна или надуманна? 2) Что стоит за всеми ее жалобами на самом деле?
У иных государств также есть огромный список причин, чтобы чувствовать себя оскорбленными. Наилучшим примером в этой истории служит КНР, однако ее действия немного отличаются от действий Российской Федерации. Пекин старается залечить свои исторические раны, занимаясь внутренними проблемами, а также позиционируя себя в качестве примера «азиатского успеха». Элита РФ делает совершенно наоборот - обратилась вовне и думает, как бы «обидеться» на Запад, чтобы отвлечь своих граждан от внутренних проблем, а затем направить народную энергию на крестовый поход против либералов. Обиды РФ стали достаточно эффективным инструментом, используемым для шантажа стран Запада, а также вымогательства различных преференций, дабы российский двуглавый орел не пошел окончательно вразнос.
«Унижение» Кремля, о котором так много говорят не только внутри Российской Федерации, но и за ее пределами, стало основным оправданием ревизионистских московских устремлений. Ключевые моменты недвусмысленны и очевидны: Европа и Соединенные Штаты всегда недооценивали РФ, отказывались гарантировать ей подходящую роль на мировой арене, стремились причинить ущерб государству и окружили ее различными «заборами» - от государств-членов НАТО до еврозоны.
Как говорят о российском «веймарском синдроме»?
Все знатоки из России заучили песню унижения наизусть и вкладывают в ее исполнение всю свою душу. Сергей Караганов своей миссией сделал предупреждение западных государств о «веймарском синдроме». Данное явление было пробуждено политикой западных государств у РФ. «Запад отказывается признавать то, что у Российской Федерации есть место в глобальной и европейской политике, однако сама страна считает свою роль законной и естественной», — уверен Караганов. Сегодня вышеуказанная личность выглядит удовлетворенной ходом процесса преодоления «унижения»: «Россия постепенно восстает из пепла. Она до последнего критерия возобновила свою харизму. Вне сомнения, РФ готова быть лидером на международной арене». Однако означает ли это, что военные действия в отношении Украинского государства и аннексия Крыма были обыкновенным лекарством для «веймарского синдрома» у россиян? Если это так, нужно быть готовыми ко всему, а в особенности к тому, что РФ в скором времени захочет приготовить себе новую порцию лекарства.
Алексей Арбатов, в свою очередь, поет песнь унижения, при этом выдвигая обвинения в отношении Запада: «Сейчас мировой порядок обосновывается на бомбардировках: силовой развал Сербии и Югославии, вторжение в Ирак, а также пренебрежение договорами о контроле вооружениями (выход Соединенных Штатов из Договора по ограничению количества систем противоракетной обороны 13 лет назад и отказ ратифицировать полный запрет любых ядерных испытаний в 1996 году). С властями России обращались, как со стороной, потерпевшей поражение, хотя именно эта страна и нанесла решающий удар по «холодной войне». Говоря другими словами, Запад попросту загнал в угол Россию, вынудив ее огрызаться, вместо награждения ее каким-либо титулом за внесение весомых изменений в ход «холодной войны».
Дмитрий Тренин описывает свои московские обиды так: «Лидеры западных государств не выражали заинтересованности в интеграции РФ. Путин длительное время пытался наладить хорошие отношения с западными странами. Он же и поручил Медведеву выяснить, что именно можно получить от Европы и Соединенных Штатов, однако страны Запада не отреагировали на это. Более того, они отказались уважать интересы России, включая ее мнение в вопросах противоракетной обороны, войны с Грузией и ливийского конфликта. Я считаю, что Владимир Владимирович имеет все законные основания, чтобы считать, что Запад во все века старался ослабить Россию, при этом опасаясь конкуренции. Этот вывод принять очень легко, предварительно забыв о разрушительных последствиях кремлевских требований о сатисфакции».
Вышеуказанный анализ призван оправдать один из основных пассажей Библии Кремля: «Ключевой целью нового внешнеполитического курса было и осталось обретение абсолютного и полного суверенитета для РФ». Российская элита думает, что ее сильно оскорбили, когда заставляли прослушать лекции о демократических нормах в исполнении бывших советских сателлитов, к примеру, балтийских республик или Польши. «Все это понемногу начинает раздражать всех, и я не исключение», — отметил либерал Игорь Юргенс. Естественно, унизительно выслушивать советы бывших подчиненных, которые обрели независимость и достоинство, да еще и гордятся этим.
Среди разных версий существующей легенды об «унижениях» одна задевает чувствительные струны Запада наиболее сильно: российские требования равенства политики на международной арене. Россия хочет пользоваться теми же правами на арене, что и другие государства. Но ее никто не будет признавать игроком на рынке, пока страна не начнет вести политику демократии.