Недавнюю публикацию в германской газете Die Welt о потерях Евросоюза в 100 миллиардов евро от санкций в отношении России прокомментировал Андрей Гурков. Он констатирует, что газета заговорила языком российских лоббистов. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-журнала для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В своей публикации журналист Андрей Гурков рассмотрел статью «Российский кризис будет стоить до 100 миллиардов евро», вышедшую 19 июня на первой полосе немецкой газеты Die Welt. В статье, занявшей целый разворот, явно чувствуется присутствие риторики российских лоббистов из числа европейских политиков и предпринимателей.
Авторами публикации указаны австралийские экономисты и международный коллектив из 11 журналистов. Подзаголовок в публикации гласит: «Последствия для экономик Евросоюза оказались более серьезными, чем ожидалось. В Германии под угрозой почти 500 тысяч рабочих мест».
Кроме журналистов Die Welt к написанию материала привлечены авторы из испанской газеты El Pais, итальянской La Repubblica, французской La Repubblica, бельгийской Le Soir и швейцарских Tages-Anzeiger и Tribune de Geneve. Издания, несомненно, солидные, но преимущественно консервативной направленности. Творческий коллектив они назвали LENA (Leading European Newspaper Alliance).
Журналистский альянс заказал исследование, в ходе которого проанализировано влияние кризиса в российской экономике на развитие народного хозяйства в странах Евросоюза и Швейцарии. Исследование проведено Австрийским институтом экономических исследований (Wifo), на выводах специалистов Института и основана публикация.
Причины публикации этого материала именно сейчас также лежат на поверхности. 22 июня должно состояться заседание глав МИД стран Евросоюза, на котором будет принято решение о продлении санкций против России. Очевидно, что журналисты стремятся показать публикацией то, что санкции не просто неэффективны, но и вредны для Европы. В этом контексте исследование подается как «подведение итогов неудачной политики».
Жонглирование понятиями для достижения максимального эффекта устрашения.
В начале постановочной статьи, на первой полосе газеты авторский коллектив пишет, что кризис в России отражается на европейских странах и Швейцарии хуже, чем прогнозировалось ранее. В качестве аргумента журналисты указывают то, что под угрозой в Европе оказалось более 2 миллионов рабочих мест и примерно 100 миллиардов евро добавленной стоимости.
Австрийские эксперты используют термин «добавленная стоимость» не случайно. Они говорят не о прямых убытках, а о прибыли, которую европейские страны теоретически могли получить. Однако европейские и российские СМИ, публикующие результаты исследования, на это обстоятельство внимания не обратили, как и на то, что в анализе экспертов не указано, на протяжении какого периода предприниматели из Европы могли получить 100-миллиардную прибыль от добавленной стоимости.
Достойно внимания также то, что публикация начинается со слов «экономический кризис в России», но по тексту журналисты говорят о санкциях против России и их последствиях для Европы. У рядового читателя может создаться впечатление, будто санкции, введенные против России, являются единственным фактором, который тормозит развитие российской экономики. Лишь мельком Оливер Фриц, научный сотрудник Wifo, объясняет, что невозможно точно определить, какую степень вреда нанесли санкции России, отделив влияние этого фактора от ряда остальных.
В числе других негативных факторов называет ученый обвал стоимости нефти и курса рубля. Однако Фриц заметил, что группа исследователей исходила из утверждения об оказании существенного отрицательного влияния на российскую экономику санкциями. При этом учитывались также контрсанкции, введенные Кремлем.
Не рассказывает читателям газета Die Welt о том, что:
- сырьевая модель экономики РФ просто исчерпала себя, что признают и российские чиновники;
- замедление темпов роста ВВП в России началось еще несколько лет назад;
- глубокий инвестиционный кризис в стране стал результатом многолетнего откладывания реализации структурных реформ.
Сетуют авторы публикации на ущерб, который создаст европейским сельскохозяйственным предприятиям введение Россией контрсанкций. Согласно выводам австрийских экспертов, ущерб для Европы будет самым значительным именно в аграрном секторе и пищевой промышленности. Тем не менее в статье не сказано, что запрет на ввоз свинины из всех европейских стран Москва ввела еще в январе прошлого года, перед началом реализации политики санкционного влияния на Кремль.
Объективность материала под сомнением.
Ключевой изъян публикации Die Welt, по мнению Гуркова, состоит в том, что материал полностью фокусирован на экономике. То, что введение санкций в качестве результата предусматривало также политические цели, журналисты обошли вниманием. Утверждая о бесполезности санкций, журналисты не пишут, что на деятельность пророссийских боевиков на Донбассе повлиять удалось.
Одним из собеседников журналистов был Экхард Кордес, возглавляющий Восточный комитет немецкой экономики, организацию, которая отстаивает интересы немецкий предприятий, работающих в России и на постсоветском пространстве. В преддверии заседания министров свою лоббистскую деятельность Кордес активизировал.
Недавно в газете Welt am Sonntag, воскресном выпуске Die Welt, вышла публикация под заголовком «Бизнесу не хватает Путина», в которой перед саммитом G7 Кордес требовал вернуть Россию в эту организацию, объясняя это потребностями бизнеса. Вряд ли можно упрекнуть Кордеса в том, что он выполняет свою работу, но есть ли смысл Die Welt рисковать своей репутацией, публикуя материалы лоббистской направленности?