Известный российский экономист Владислав Иноземцев в своей колонке интернет-издания "Сноб" сравнил политику властей в России и Греции и нашел в ней много общих черт.
Греческая драма переросла в трагедию. Пять долгих лет Эллада шла к нынешней развязке, последствия которой еще никто не представляет. Европе выход Греции из зоны евро мало чем грозит (хотя о грядущем распаде еврозоны любят порассуждать московские эксперты): финансовые институты Европы и иностранные частные компании уже вышли из греческих активов (и в этом принципиальное отличие нынешней ситуации от событий 2010-2012 гг.). Достаточно сравнить доходность евробондов Греции и тех стран Евросоюза, которым, как и Афинам 3-4 года назад, потребовалась многомиллиардная помощь: доходность по 10-летним греческим облигациям перевалила за 13 процентов, в то время как у Португалии – 2,5 процента, у Испании – 1,5 процента, у Италии – 1,4 процента.
Выход Греции из еврозоны – проблема и катастрофа в первую очередь для самой южноевропейской страны. С 2012 года номинальная зарплата в Греции сократилась в среднем на 16 процентов, но прироста экспорта, как можно было ожидать, не произошло. Сегодня экономика Греции базируется на морских перевозках и туризме. И с первым, и со вторым у страны большие проблемы. Введение новой национальной валюты («новодрахмы») не только не облегчает эти проблемы, но и усугубит их: тарифы на морские перевозки как были в твердой валюте, так и останутся, а туристическая отрасль теряет с каждым годом из-за дряхлеющей инфраструктуры и снижения уровня сервиса для иностранных туристов. И еще один важный пункт: для удовлетворения спроса в повседневных товарах Афинам приходится их завозить. Мировой опыт учит, что в условиях девальвации нацвалюты (а это неизбежно случиться с «новодрахмой») товары первой необходимости дорожают в 1,5-2 раза, и это серьезно ударит по беднейшим слоям населения.
Да и с самой новой-старой валютой не все так просто. Когда Чехия и Словакия мирно развелись, ликвидировав Чехословакию, им понадобилось 8 месяцев, чтобы запустить в оборот новые банкноты национальных денег. Что в это время будут делать греки? Воспользуются опытом ДНР и ЛНР и объявят себя мультивалютной зоной?
Предсказуемые референдумы.
Афины, похоже, решили воспользоваться опытом России и провести референдум, как сделала Москва в Крыму весной прошлого года. Можно не сомневаться, что большинство электората (хотя и не такое впечатляющее, как в Крыму) выскажется за жесткую линию в отношении иностранных кредиторов.
Что будет двигать греками в таком выборе? Как и россиянами – пресловутая «национальная гордость». Популисты (а в Греции их пруд пруди, во главе с правящей партией СИРИЗА) убедили гордых потомков эллинов, что международный империализм на них наживается и обирает до нитки – и это при том, что ЕС и международные финансовые институты только за последние 6 лет влили в их страну 240 миллиардов долларов! Греки поверили, что премьер-левак Ципрас – их главный защитник, а другие члены ЕС (вроде Латвии или Словакии), которые «пошли на поводу у империалистов» и урезали свои государственные расходы, – не более чем трусливые лузеры, не имеющие национальной гордости и славной истории.
Гордые и готовые дать отпор всему миру греки не хотят считать и заботиться об экономии. А ведь сейчас Афины платят по своим долгам всего 2 процента ВВП в год (при общей массе долгов в 184 процента ВВП), до 2021 года расходы на обслуживание госдолга страны не превысят 3,2-3,4 процента ВВП.
И вот здесь становятся явными параллели Греции и России как в отношении своего «исторического величия», так и иррационального подхода к происходящему.
Страны с уязвимой экономикой.
Экономика России на самом деле настолько же уязвима, как и Греции. Только акценты другие – экспорт газа, нефти и металлов. Россия, как и Греция, критически зависит от Европы: на долю Старого Света приходится приблизительно половина ее экспорта, 77 процентов накопленных инвестиций, 80 процентов привлеченных из-за рубежа кредитов. Как и в Греции, в России падают реальные доходы граждан. Как и у греков, проценты по российским 10-летним гособлигациям зашкаливают – на прошлой неделе уже было 10,9 процента годовых.
Да, запас прочности у России побольше, чем у Греции. Но сравните потери Греции и России: в начале 2012 года в РФ был рост ВВП на 4,9 процента, а сегодня – падение свыше 3 процентов – почти 8 процентов спада, как и у греков в период 2011-2014 гг. И неизвестно, что еще ждет Россию впереди.
Мифотворчество.
Но в Москве, как и в Афинах, озабочены не экономикой, а национальной гордостью. Как и греки, россияне поверили, что их главный враг – европейцы и американцы. И россиянам, и грекам внушили, что без них Европа и весь мир пропадут. Но это иллюзия! ВВП Греции составляет менее 3 процентов этого совокупного показателя в ЕС, а на долю торговли с Россией приходится не более 8 процентов внешнего товарооборота Евросоюза. В Европе вообще не заметят «потерю бойца»: если в России сегодня экспорт усох на треть, то в Германии он вырос почти на 10 процентов. Даже стыдно сравнивать, но положительное сальдо внешней торговли России в 1,7 раза меньше, чем у Нидерландов (145 и 18 млн. человек населения соответственно).
И в Греции, и в России власти потеряли чувство реальности и делают упор на патриотизм, который убивает всякую рациональность. «Всенародными референдумами» Москва и Афины сегодня параллельно разрушают относительное экономическое благополучие, которое десятилетиями создавалось до них.