Мировой общественности следовало бы поддержать президента Обаму за проделанную им работу по достижению соглашения по контролю над иранской ядерной программой. Это важно не только с точки зрения мировой безопасности, но и с учетом постоянной борьбы, которая существует в американском правительстве, где, как правило, заправляют ЦРУ и Пентагон, то и дело готовые применить силовой сценарий для решения тех или иных задач мирового порядка, об этом пишет в своем материале Project Syndicate, передает издание «Биржевой лидер».
Для понимания существующей в США системы безопасности нужно знать, что даже в окружении администрации президента Обамы есть много сторонников войны, соответственно работает и вся система, когда приоритеты смещены в сторону от дипломатических методов решения внешнеполитических вопросов. Такие приоритеты постепенно установились после того как в 1947 году было создано ЦРУ и началась частично секретная, частично публичная политика по влиянию на правительства многих стран мира и в частности установления там руководителей, выгодных США. Собственно ЦРУ и задумывалось, как структура свободная от демократических правил контроля, освобождая президентов от необходимости говорить всю правду. С тех пор при помощи ЦРУ были свергнуты десятки правительств по всему миру, без какой-то ответственности ни за рубежом, ни внутри страны.
Так, например, после прихода к власти в 1961 году Д. Кеннеди ЦРУ сообщило ему о планах по устранению власти Ф. Кастро на Кубе. Президент оказался перед выбором – благословить интервенцию или отменить. Будучи новичком, Кеннеди принял половинчатое решение и разрешил операцию, но без воздушной поддержки. В результате силы кубинских эмигрантов потерпели фиаско, которое стало чувствительной катастрофой американской внешней политики и предшественницей Карибского кризиса.
Во время его развития большинство президентских советников выступало за начало военных действий против советской армии, что с большой вероятностью привело бы к взаимным ядерным ударам, но президенту удалось сломить милитаристов и решить проблему дипломатическим путем. После этого Кеннеди перестал слепо доверять мнению ЦРУ и военных и даже считал часть их представителей глобальной опасностью для миропорядка. В то же время, используя дипломатические инструменты, он смог договорится с СССР о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Кеннеди получил поддержку американского народа, однако вскоре был убит.
В дальнейшем президенты Штатов по-разному взаимодействовали с силовыми ведомствами. Кто-то пытался сдерживать воинствующие настроения, а другие – нет, и как результат Америка ввязывалась во вьетнамский конфликт, который стал для нее поражением или вмешательством в Центральноамериканские проблемы, а также войной в Ираке. Обама на фоне многих из них в целом проявил себя как тот, кто может сдержать милитаристов. Однако ему так и не удалось полностью завершить войны в Ираке и Афганистане, там вместо наземных войск в операциях участвуют воздушные силы и «частные» контрактники. Иран в этом смысле, несомненно, наилучший его момент, исторический успех, тем не менее, нуждающийся в поддержке. Трудности на пути решения иранской проблемы сравнимы с вопросами, которые удалось решить Кеннеди с советским Союзом. Среди американцев существует предубеждение к Ирану с тех пор, как 1979 году произошла Исламская революция с заложниками в американском посольстве. Однако для более всестороннего понимания сути вопроса необходимо помнить о всех событиях, которые были в отношениях между США и Ираном.
Многие плохо знают о том, что ЦРУ было причастно к свержению демократического иранского правительства в 50-х годах. Тогда иранцы избрали прогрессивного и светского премьер-министра, который выступал за то, что нефть в недрах страны принадлежит народу, а не британцам или американцам. После переворота ЦРУ способствовало установлению жесткого полицейского режима под началом шаха. Далее после революции в Иране, давали оружие Ираку Саддама Хусейна, для того чтобы тот воевал с Ираном, в результате это стоило сотен тысяч жертв в 80-е годы. В 90-е американцы способствовали вводу международных санкций на истощение и дестабилизацию Ирана, чтобы сломить режим исламистов. В настоящее время Саудовская Аравия борется с Ираном за региональное господство, а Израиль стремится сохранить свой эксклюзивный статус ядерной державы в регионе. В это время военное руководство США продолжает рассматривать любое исламистское государство в качестве цели для свержения.
Поэтому Обама прав, когда считает что в интересах Штатов и всего мира отсутствие конфликта с Ираном. Несмотря на контраргументы Израиля, он убежден, что соглашение снижает шансы Ирана получить ядерное оружие. Для этого нужно нормализовать отношения с Ираном, помочь ему восстановить экономику и способствовать его интеграции в международное сообщество. Иран — представитель древней и великой и культуры.
Глобальная стабильность и процветание только выиграет от Ирана, развивающего бизнес, туризм, искусство, спорт. Если Иран будет соблюдать договоренности, то в обозримое время он не получит ядерное оружие и должен будет соблюдать ядерное нераспространение. В случае широкого американо-иранского сближения можно обсуждать новый режим безопасности на Ближнем Востоке, да и во всем мире, а дальше можно говорить и глобальном ядерном разоружении.