Противоборствующие стороны снова договорились об отводе войск от линии фронта. Но танки отводятся только лишь на пару километров. До того момента, когда в Донбассе будет установлен мир, еще далеко.
Во вторник в столице Беларуси состоялась очередная встреча контактной группы, в ходе которой стороны договорились об отводе тяжелого вооружения. Ивица Дашич, глава ОБСЕ, прибывший на данную встречу, отметил, что он приехал для того, чтобы придать данному процессу дополнительный импульс.
Стоит заметить, что данный высокопоставленный гость хотел добиться значительного дипломатического успеха, но вечером во вторник он так и не смог объявить об этом. «Нельзя упускать сегодняшний момент, который можно назвать благоприятным. Ряд вопросов необходимо решить до осени», – сказал он. В свою очередь официальный представитель главы Украины во вторник вечером подтвердил согласование текста договора о дальнейшем отводе тяжелого вооружения. Представители самопровозглашенных республик сообщили, что в ближайшее время они подпишут согласованный документ.
Все участники минской встречи желали продемонстрировать, что именно они вносят самый большой вклад в дипломатический процесс. Но во время конфликта в Донбассе стало понятно, что Минск и Донецк очень часто достаточно удалены друг от друга, причем не только в географическом отношении. Все то, о чем договариваются в Минске, на местах попросту не реализуется. К примеру, после достижения договоренности в феврале полностью огонь так и не был прекращен. Так, боевые действия периодически становились более интенсивными, а спустя некоторое время стихали. Все это происходило независимо от тех соглашений, о которых в Минске договаривались дипломаты. Более того, тяжелое вооружение так и не было отведено от линии фронта.
В конце прошлой недели боевики приступили к демонстративному отводу вооружения от линии фронта. Для наблюдения за данным вопросом были приглашены сотрудники ОБСЕ и российские тележурналисты. При этом представители наблюдательной миссии так и не смогли подтвердить, что увиденное ими в действительности можно было назвать «отводом». В ходе чтения доклада от 19 июля не создается впечатление, будто речь идет о каком-либо прорыве. Так, в населенном пункте Лозовое представители ОБСЕ увидели, как три танка отъехали в южном направлении примерно на километр и остановились в лесу неподалеку от указанного поселка.
В связи с этим создается впечатление, будто такие действия в выходные дни на самом деле были некой пиар-акцией, смысл которой состоял только лишь в том, чтобы продемонстрировать: террористы стремятся к миру. Но для того, чтобы с уверенностью утверждать о том, что вооружение было отведено, недостаточно направлять танки в лес при включенных телекамерах. «Необходимо, чтобы стороны предоставили наблюдателям миссии ОБСЕ полные списки тяжелого вооружения, находящегося в их распоряжении», – отмечает Юлия Смирнова в своей статье, опубликованной изданием Die Welt.
Стоит сказать, что такого рода вариант проверки нельзя считать гарантией мира. Теоретически ОБСЕ с февраля должно было иметь доступ к местам хранения вооружения. Но в докладе от 19 июля сказано, что в этом отношении имеются некоторые ограничения. Представители ОБСЕ желали посетить два места хранения оружия боевиков. Но к первому месту, где они планировали проверить серийные номера противотанковых орудий, они так и не смогли получить доступ. Во втором месте они смогли установить, что одной гаубицы не хватает. Стоит заметить, что на украинской стороне наблюдательная миссия имела доступ ко всем местам хранения.
Огонь не прекращается.
В прошлые выходные пушки тоже не молчали. Так, 18 июля наблюдатели смогли зафиксировать 112 взрывов в Донецке. Кроме того, они были свидетелями выстрелов, которые производились обеими сторонами. В ночь на воскресенье произошло 50 взрывов, а днем – еще 24. В понедельник, перед тем, как состоялось заседание контактной группы, ситуация в Донецке снова успокоилась.
Стоит понимать, что такое спокойствие остается хрупким. Несмотря на то что в конце прошлой недели был произведен демонстративный отвод вооружений в двух населенных пунктах, террористы сконцентрировали тяжелое вооружение в других местах. К примеру, представители наблюдательной миссии в понедельник заметили 21 танк неподалеку от Луганска, то есть там, где они не должны были находиться. В районе Донецка была блокирована работа одного из беспилотных летательных аппаратов миссии ОБСЕ.
На сегодняшний день Минские договоренности являются той надеждой, за которую стараются держаться и страны Запада. Но по прошествии фактически года после того, как было заключено первое Минское соглашение и полгода после подписания вторых Минских договоренностей приходится констатировать тот факт, что обстрелы в Донбассе так и не были прекращены. Более того, продолжают гибнуть люди. Также не существует действительно прочной гарантии того, что в дальнейшем не произойдет новая эскалация конфликта. Помимо этого, дальнейшее развитие событий также зависит от того, какую стратегию решит выбрать Москва – пожелает ли она постепенно заморозить данный конфликт или же будет и дальше оказывать давление на Киев.