Руководитель Эстонии Тоомас Ильвес замолчал, когда у него спросили, не следует ли рассматривать проходящий каждый год саммит "эстонских друзей" в качестве подражания известному съезду, основанному президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, именуемый "Валдайский клуб". "Спустя некоторое время он, наконец, заявил, что это неправильное предположение", - пишет Люсьен Ким сотрудник Рейтер, работающий в Берлине.
Несомненно, признает британский журналист, его вопрос, по сути, был провокационным хотя бы уже потому, что Эстония и Россия идут радикально разными путями, начиная с момента распада СССР в начале 90-х. Эстония со своим номинальным населением в 1,3 миллиона человек была наиболее малочисленным регионом в Советском Союзе, население России, по крайней мере, раз в 100 больше. Эстония решилась на реализацию радикальных реформ ради того, чтобы вступить в Европейский Союз и Североатлантический альянс. Эстония предпочитает дружить со странами Скандинавии и, конечно же, с Соединенными Штатами. Представители деловых кругов именно этих регионов посещают саммиты, проходящие в маленькой, скромной, но чистой столице страны Таллинне. Именно представители этих стран имеют интерес к ведению бизнеса на территории этой небольшой балтийской страны. В Россию же на встречи в "Валдайском клубе" приезжают в основном те специалисты, которые собираются послушать выступления и ответы Путина и в дальнейшем смогут использовать в своих публикациях и ток-шоу в качестве эксклюзивного материала, свидетельствующего об их близости к Кремлю.
Ильвесу приходится быть самым легкодоступным президентом в мире. Когда автор в первый раз общался с ним посредством Твиттера в начале текущего года, он смог получить ответ на свой вопрос спустя всего пару часов. В своем специфическом наряде, состоящем из консервативного костюма-тройки и галстука-бабочки, Ильвес сильно отличается внешне от руководителей других стран. Временами он, казалось, сам удивляется произнесенным собственным странноватым шуточкам и периодически обращается к собственным консультантам для того, чтобы выяснить, не сказал ли он лишнего.
Как известно, нынешний эстонский президент вырос в семье эмигрировавших эстонцев, в Нью-Джерси. Он великолепно говорит на американском варианте английского. После того как в Эстонии провозгласили независимость, он занял пост главы внешнеполитического ведомства. Во время выборов он давал обещание преобразовать страну в еще одно "унылое северное государство".
Эстония не боится российской угрозы.
Сегодня Ильвес не любит зацикливаться на вопросах надуманной российской угрозы после того, как был аннексирован Крым. Его любимый конек - технологии: он имеет желание превратить небольшую Эстонию в первое полностью электронное государство, чтобы защитить другие страны Европы от проявлений луддизма и махрового бюрократизма. Начиная с минувшего года, эстонские власти добиваются своих целей с помощью действующей "е-резидентной" программы, которая является эффективным способом для зарубежных бизнесменов получить любое удостоверение в цифровом виде в Эстонии или произвести регистрацию бизнеса в любой точке мира. При этом человек полностью оберегается от проявлений бюрократизма. Правительство также стремится привлекать представителей рабочих профессий из-за рубежа, посредством игривой призывной кампании, отчасти напоминающей старт-ап.
По словам эстонских властей, приведенных длинноволосым директором информационной службы Таави Котка, 3680 человек уже направили заявки для получения цифровых документов. 2437 стали владельцами удостоверений личности с микрочипом и еще примерно 20000 его ожидают. Таким образом, отмечает чиновник электронное гражданство, может сделать Эстонию самой крупной страной в мире.
"Эстония стала лидером цифровой индустрии, потому что она доверяет своим инженерам, не обременена устаревшими технологиями и не боится мыслить масштабно", - сказал Котка. Лучшим примером может являться Skype, сервис видеозвонков, созданный эстонцами.
После обретения страной независимости сервисы банковских и государственных услуг необходимо было строить практически на пустом месте, а электронные решения зачастую самые дешевые. Эстонцы голосуют и платят налоги с помощью Интернета. Бумажные документы больше не используются на заседаниях правительства, и министры подписывают проекты законов, пользуясь своими планшетами и портативными компьютерами.
"Установление индивидуальных цифровых подписей - это ключ к созданию электронного правительства с высокой долей безопасности", - сказал Ильвес. В Эстонии для цифровой идентификации создан национальный перечень. "Но глобально Интернет сейчас превратился в многополосную трассу забитую машинами, лишенными номерных знаков", - заявил он.
"ЕС окажется на грани катастрофы, если не модернизирует законы о телекоммуникации и не откажется от устаревших приемов, - утверждает Ильвес. - Европа не в состоянии конкурировать с Соединенными Штатами в финансировании инновационной деятельности. В этом регионе отсутствует единый рынок цифровых услуг. В Европе политики имеют слабое представление о науке и технике, и существующее законодательство было написано в прошлом веке".