Долг Греции уже попросту мифологизирован, а всякие вопросы к общепринятой позиции воспринимаются, как ересь, пишет в своей статье Леонид Бершидский, российский медийщик, колумнист Bloomberg. «Я и сам повторял о том, что даже МВФ признает долг Греции неприемлемым. Однако это только полуправда», - пишет автор.
Он подчеркивает, что само это предположение было взято из документа Международного валютного фонда, опубликованного 26 июня, который Янис Варуфакис, экс-министр финансов Греции, «назвал захватывающим чтением». В своем традиционно напыщенном стиле он сказал: «МВФ никогда раньше не соглашался в экономическом анализе ситуации с правительством, которое намеревался уничтожить».
Однако на самом деле, пишет Бершидский, исследование МВФ с экономическим анализом ситуации, который был представлен правительством Ципраса, не совпадало. В документе отмечалось, что действия предыдущего и нынешнего правительств Греции привели к неправильному использованию программы финпомощи 2012 года и повысили потребность страны в помощи.
«Если бы программа была внедрена так, как изначально предполагалось, то в дальнейшей реструктуризации задолженности не было бы необходимости», - сказано в документе МВФ.
Автор отмечает, что согласно оценкам экспертов Фонда, Греция могла бы добиться лучшего показателя соотношения долга к ВВП уже к 2020-2022 году. «Однако существенные изменения политики с начала года привели к значительному росту потребности финансирования», - подчеркивает МВФ. Греция собирала недостаточно налогов, рост замедлился, а приватизация застопорилась.
Ципрасу и Варуфакису не стоило пытаться представлять аналитиков Фонда в качестве своих союзников, даже если те в результате и призовут к списанию суммы долга. Международный валютный фонд работает по абсолютно иной логике, хоть к ней также могут возникать вопросы, о чем заметил автор.
Он приводит мнение Беатрис Ведер ли Мауро и Джулиан Шумахер из Университета Майнца, которые отмечают, что шаблоны, которые используются МВФ для определения устойчивости долга, могут быть достаточно легко проверены, так как находятся в публичном доступе. Существует две модели: одна - для бедных государств, которые не имеют возможности занимать на международных финрынках, а другая - для относительно состоятельных государств с доступом к мировым рынкам. В греческом случае Фонд использовал схему «для богатых», которая завязана на номинальном уровне долга. В такого рода перспективе ситуация Греции кажется кошмарной: согласно данным МВФ, если греческие финансовые потребности будут удовлетворены, то в ближайшие 2 года ее долг достигнет уровня 200 процентов ВВП.
Уникальный случай.
Бершидский подчеркивает, что проблема данного подхода заключается в том, что шаблон «для богатых» Греции уже не подходит. «Да, следует сказать, что ВВП на душу населения как и раньше высок - в минувшем году он составил порядка 26 000 долларов (учитывая паритет покупательной способности валют). Это соответствует 44 месту в мировом рейтинге. В то же время модель «для бедных» может применяться в отношении стран, у которых ВВП на душу населения ниже 1 200 долларов. Вместе с тем, можно сказать, что Греция, имея 25,5 процента безработицы (более 60 процентов молодежи не работает) и введенные ограничения, в соответствии с которыми клиент банка может взять со своего счета не более 420 долларов в неделю, больше не находится в числе государств первого мира, так как не имеет ни доступа к рынкам, ни экономической стойкости. Греции могут потребоваться годы, чтобы оправиться от всего пережитого», - пишет Бершидский.
Также, отмечает автор, у Греции еще есть кое-что общее с государствами, к которым Фондом применяется шаблон «для бедных»: кредиторы, держащие большую долю ее долга, 79 процентов, являются представителями госсектора. Остальное, в основном, долгосрочные облигации, которые фонды и банки получили в рамках реструктуризации 2012 года.
Ди Мауро и Шумахер отмечают, что в связи с этими показателями применение шаблона для бедных государств могло бы дать более точную картину, так как она опирается на нынешний объем долга. С помощью данной модели они посчитали, что чистая нынешняя стоимость долга Греции составляет 93 процента ВВП, 281 процент экспорта и 213 процентов государственных доходов.
Первые два показателя выглядят кошмарно. Расчеты ВБ показывают, что на аналогичном уровне находятся государства наподобие Либерии и Ямайки, и это учитывая долги частного сектора. Эти цифры являются тревожным сигналом: государство сильно нуждается в облегчении долгового бремени, о чем пишет автор в статье.
Вместе с тем текущая стоимость долга Греции относительно доходов бюджета ниже красной черты, которая установлена МВФ. Это значит, что в соответствии со стандартами МВФ долг Греции все-таки не является непосильным бременем для правительства государства, которое должно его выплачивать, несмотря на то, что он, с точки зрения самой простой экономики, кажется неподъемным, как отмечает Бершидский.
Однако Греция, естественно, не является экономическим изгоем, как Либерия, из-за этого к ней не следует применять подходы, которые рассчитаны на развивающиеся государства. Согласно мнению ди Мауро и Шумахера, это уникальный случай, для которого необходима отдельная модель устойчивости долга.