Эксперты не имели никаких сомнений относительно итогов голосования в Совете по правам человека 3 июля текущего года. В общей сложности члены 41 государства поддержали отчет, в котором поведение Израиля относительно конфликта в секторе Газа было поддано критике. Противниками отчета стали только Соединенные Штаты Америки, сообщают эксперты раздела «Новости мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер».
Но наибольшей неожиданностью стал тот факт, что Индия оказалась среди тех стран, которые решили воздержаться. По информации авторитетного издания The Economist, едва ли не впервые в процессе голосования, в большей части антиизраильского, вместе с арабами отказалась голосовать Индия.
Модели для голосования в пределах Организации объединенных наций нельзя назвать надежным геополитическим показателем, однако факт того, что представители Индии решили воздержаться, стало дополнительным несущественным признаком того, что отношения Израиля с остальными странами мира потерпели изменений. После десятилетия сотрудничества в дипломатической и торговой сфере с Европой и Соединенными Штатами Америки, официальный Тель-Авив теперь начал переориентироваться на азиатский рынок. Назвать это каким-то совершенно новым поворотом нельзя, однако то, что до этого было принято считать дипломатией низкого профиля, теперь оказалось выведенным из тени. Определенный толчок для этого предоставили следующие факторы: подъем правоцентристских правительств в Индии и Японии, ослабление правящих режимов арабских стран-производителей нефти и активизация расходов Китая на сферу высоких технологий. Кроме того, данный процесс провоцирует царящее в Израиле настроение, что ранее теплые отношения с традиционными партнерами в настоящее время уже охладели.
В свое время представители дипломатического корпуса Индии решили поинтересоваться у своих коллег из Израиля, каковы у них причины для беспокойства касаемо голосования в ООН, если Индия покупает израильское оружие на сумму 7 миллиардов долларов. Однако при Нарендре Моди, главе правительства Индии, сделки о покупке оружия составляют только некоторую часть соглашения. После того как глава Израиля Биньямин Нетаньяху завоевал победу на выборах в марте, Барак Обама не скрывая упрекнул его в отказе от «решения касаемо создания двух государств».
Стоит отметить, что суть идеи заключается в необходимости израильтянам и палестинцам проживать как бы бок-о-бок в отдельных государствах) и за пренебрежительные заявления в адрес арабских граждан со стороны Тель-Авива. И наоборот, Моди поспешно поздравил его в сети Twitter на иврите. Его администрация уже завершила подготовку запланированного визита в Израиль на следующий год, это первый такого рода визит главы индийского правительства.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ также немало делает для укрепления связей с Израилем, а это неминуемо обернется ослаблением традиционной проарабской позиции его государства, которое является зависимым от импорта нефти. Нетаньяху может не иметь большой популярности в странах Запада, однако его жесткие взгляды на исламистский терроризм привели к появлению его почитателей в большей части Азии. Поэтому нет ничего странного в том, что он отправляет туда чем далее, тем больше дипломатов и не забывает поощрять визиты своих министров. Один авторитетный чиновник Израиля упоминает о достаточно положительной встрече Нетаньяху с премьер-министром одной из азиатских стран которая продолжалась полтора часа. «В завершение азиатский лидер прочитал минутное заявление относительно ситуации в Палестине, которое, вероятно, было подготовлено его Министерством иностранных дел. Биби не ответил, и лидер просто предложил пообедать.
Израильско-китайские связи.
Связи Израиля с Китаем целиком имеют отношение к бизнесу. Десятки китайских представителей бизнеса и чиновников всех правительственных уровней каждый месяц приезжают с визитом в Израиль. В 2014 году размер инвестиций Израиля в китайские составили примерно 4 миллиарда долларов. В частности, Тель-Авив приобрел «Тнуву», самого крупного в Израиле производителя продуктов питания, а также немалое количество стартапов из области высоких технологий. «Примерно 40 процентов в нашем новом инвестиционном фонде — средства инвесторов из Китая», — комментирует Фиона Дармон, партнер венчурной компании. «На инвестирование им было предоставлено разрешение из Пекина».
Однако такая радость наблюдается не у всех. Израильские чиновники области безопасности хотят более детально изучить соглашения с Китаем; бывший руководитель Моссада Эфраим Галеви предупредил, что вовлечение китайских компаний в местные инфраструктурные проекты приведет к «стратегическим» последствиям, и что Китай — союзник израильского врага Ирана. В процессе переговоров об иранской ядерной программе Китай поддержал Российскую Федерацию в призывах к немедленному снятию международного эмбарго на торговлю оружием с Ираном.
Израильское правительство все еще хочет разобраться, какие технологии и компании неразумно продавать Китаю. Между тем компании вроде Shengjing, пекинской консалтинговой компании, которая получила 10 миллионов долларов от китайского правительства для упрощения процесса инвестиций в израильские технологии, движутся весьма и весьма быстро.