Сгоревшие в зоне проведения антитеррористической операции фуры с табачными изделиями и алкогольными напитками вызвали бурю положительных эмоций у большинства украинских пользователей социальной сети «Facebook». Они довольны работой «блуждающего танка» сепаратистов, который «случайно» попал по контрабандному товару, и считают, что необходимо организовать целый батальон «блуждающих танков батальон».
В начале июля президент Украины Петр Порошенко встретился с волонтерами для того, чтобы дать им контроль над борьбой с коррупцией и контрабандой в зоне антитеррористической операции. Судя по всему, во время этой встречи украинский президент также выдал волонтерами «блуждающий танк», негласно разрешив сжигать машины злостных контрабандистов. Издание «Апостроф» разбиралось, поможет ли эта мера побороть контрабанду в зоне проведения антитеррористической операции.
Это вызвало бурную реакцию со стороны пользователей соцсетей, среди которых оказалось очень немного противником такого украинского невидимого оружия по борьбе с контрабандой. Большая часть считает, что аресты и конфискация не эффективны, поскольку первый же местный суд принимает решение о возвращении груза владельцу. Ажиотаж пользователей соцсетей можно понять, поскольку никто не понимает, как решить проблему контрабанды радикально. Пока большинство украинцев верят тому, что весь контрабандный груз сгорает, и поэтому рукоплещут сводным мобильным группам, в составе которых работают офицеры фискальной службы, Службы безопасности, военной прокуратуры, украинские пограничники, а также военная служба правопорядка и волонтеры.
Новость о том, что президент Украинского государства Петр Порошенко в начале июля пригласил к себе группу волонтеров для того, чтобы отдать борьбу с коррупцией и контрабандой в зоне антитеррористической операции под их контроль, изначально у некоторых вызвала только скептическую улыбку. Конечно же, многие считали, что если силовики и украинские Вооруженные силы не в состоянии повлиять на эту ситуацию, то безоружные волонтеры точно ничего не смогут сделать, особенно если учесть, что в таких денежных потоках своя цена найдется на всякого. Однако в соответствии с официальной версии, именно неподкупным активистам предстояло стать образцом порядочности для всех мобильных групп.
Один из волонтеров, который присутствовал на встрече с президентом, рассказал корреспонденту «Апострофа» свое видение данной инициативы. По его мнению, по сути, были сформированы «команды смертников», которые будут действовать против всех. Их противниками стали те, кто «крышует» на контролируемой Украиной стороне контрабандные потоки, а также те, кто перевозит товар через линию разграничения, и те, кто принимает его на другой стороне сторону. В поддержку волонтерам из мобильных групп был выдан «блуждающий танк» и, судя по всему, им стало негласное разрешение сжигать машины злостных контрабандистов там, где их поймали.
Нужно ли сжигать контрабанду?
И все же многие стали задаваться вопросом, нужно ли жечь контрабандный груз. Это похоже на вопрос, который сегодня обсуждается в России. Российский президент подписал указ, предусматривающий уничтожение санкционных товары на границе (имеются в виду сельхозпродукция и продовольствие, импортируемые из государств, которые вводили против российских граждан и компаний экономические санкции). В связи с этим уже с сегодняшнего дня такие продукты будут уничтожаться. Критики данного решения властей задаются вопросом о том, следует ли уничтожать продукцию на границе государства, в котором каждый шестой гражданин живет за чертой бедности.
К украинским борцам с контрабандой также возникают похожие вопросы. К примеру, непонятно, негласное разрешение президента было нацелено исключительно на алкогольную продукцию и табачные изделия или же также в зоне поражения могут оказаться продукты питания. И если в первом случае возражений не возникает, ведь отсутствие спиртного и сигарет еще никому не вредило, то второй вариант сложно одобрить. Это связано с тем, что волонтеры «намотали десятки тысяч километров», отвозя в прифронтовые населенные пункты тонны гуманитарной помощи, пусть не всегда самым нуждающимся жителям Донбасса, которые находятся на оккупированных территориях. В связи с этим возникает вопрос о том, что будет происходить с контрабандными фурами, которые перевозят продукты питания в так называемые Донецкую и Луганскую народные республики. Неужели они тоже будут показательно сжигаться?
Кроме того, к этому вопросу добавляются и другие: в момент анонса мобильных бригад и в президентской Администрации, и в волонтерском окружении велись разговоры о таких объемах контрабанды в зоне проведения, что их можно было сравнивать с потоками наркоденег. Неужели только разрешение сжигать контрабанду и всего семь мобильных групп смогут остановить потоки таких масштабов на линии разграничения протяженностью в сотни километров? Кроме того, неизвестно, насколько защищены те добровольцы, которых бросили в ту сферу, где идеологические противники сумели так быстро договориться, а также поделить между собой рынок. Помимо этого, непонятно, что остается делать гражданам Украины, которые остались по ту сторону фронта без надежды на улучшение ситуации, без средств к существованию, без лекарств и продуктов питания, ведь на оккупированной территории находятся не только сепаратисты.
Автор: Вероника Марсина