Основная причина снижения нефтяных цен коренится в резком превышении предложения над спросом, сопровождающемся ослаблением рубля, что для Украины является палкой о двух концах. Об этом 7 августа рассуждает издание «Сегодня» вместе с экспертами в публикации, которая и называется «Палка о двух концах...».
В данный момент нефтедобыча составляет не менее двух миллионов баррелей ежесуточно и при этом растет.
Спрос же никак не увеличивается.
В Российской Федерации раскручивается новый инфляционный виток. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что 6 августа евро к рублю на торгах Московской биржи подорожал на 82 копейки, превысив отметку в 70 рублей на одну копейку.
Курс же доллара к рублю 6 августа поднялся на 80 копеек, достигнув 64,26 рубля.
При этом европейская валюта поднялась выше уровня в 70 рублей первый раз с 3 марта. Что касается доллара, то он последний раз стоил более 64 рублей и того раньше – 24 февраля.
Рубль ускоренно снижался к евро и доллару еще в вечерние часы 5 августа следом за возобновившимся понижением углеводородных котировок. С 3 августа преодолело «черное золото» психологический очередной барьер, когда цена смеси Brent стала ниже пятидесяти американских долларов за баррель. По мнению многих экспертов, это, похоже, еще далеко не предел.
Геннадий Рябцев, являющийся заместителем руководителя в Научно-техническом центре «Психея», поясняет, что добыча углеводородов растет в силу намерения стран Ближнего Востока, прежде всего Саудовской Аравии, восстановить былое влияние нефтяного картеля ОПЕК, которое он имел в 80-х годах прошлого века. Для этого ОПЕК должен вытеснить с нефтяного европейского и азиатского рынка непосредственных своих конкурентов – Венесуэлу и Россию.
Со слов Рябцева, себестоимость нефтедобычи в Саудовской Аравии не есть выше двух долларов США, в то время как на территории Западной Сибири без транспортировки себестоимость добычи составляет сорок американских долларов за один баррель.
Этот эксперт, кроме того, отмечает, что Соединенные Штаты заинтересованы также в понижении цен для энергоносителей внутри своей страны, так как затеяли, похоже, программу по реиндустриализации и возвращению промышленного производства к себе домой. К тому же при высокой стоимости энергоносителей невозможно и восстановление экономики Европы.
Поэтому сейчас у всех ведущих экспортеров сырья и его импортеров просматривается заинтересованность в низкой цене нефти, которую сотрудники «Психеи» видят в сорок и даже тридцать долларов за баррель. Господин Рябцев подчеркивает, что упасть цена до подобного уровня может в любое время.
Президентом в Украинском аналитическом центре Александром Охрименко отмечается, в свою очередь, что в некий момент нефтяная цена достигнет «собственного дна», и тогда она может резко вновь вырасти.
Пока же мы наблюдаем ценовое падение. По оценке аналитиков «Психеи», если «черное золото» будет стоить у отметки в полсотни долларов за баррель, то финансовых российских ресурсов хватит на год или полтора года максимум. Если же скатится цена ниже, или же введут новые антироссийские санкции касательно ограничений по продаже энергоресурсов, то глубокий экономический кризис может разразиться и раньше.
Интересно то, что ранее главой Министерства экономического развития России Алексеем Улюкаевым говорилось, что ее бюджет сбалансирован при расчете стоимости одного барреля нефти за 3 700 руб. Тем самым этим министром как бы утверждалось, что девальвируется рубль и будет дальше девальвироваться таким образом, чтобы цена нефтяного барреля была около 3 700 рублей. Получается, что при сегодняшней стоимости нефти правительство РФ будет в глубине души даже не против курса в 75 рублей за доллар США?
А что нашей стране принесет падение цены «черного золота»?
Даже если ухудшится в России серьезно ситуация в экономике, то значительные последствия, по мнению большинства экспертного сообщества, для Украины все равно не наступят. В былые времена, со слов Александра Охрименко, это отразилось бы заметно сильнее. Сейчас же объемы по товарным многочисленным позициям, экспортировавшимся Украиной в Россию, уже снизились существенно, и новое их понижение большой негатив вряд ли принесет.
А господин Рябцев замечает, что с дальнейшим падением нефтяных цен украинцы, с одной стороны, выиграют, поскольку стоимость импортируемых ресурсов снизится, но, с другой стороны, они сами рискуют утерять часть своей выручки на международных рынках. Ведь на них при удешевлении углеводородов удешевляются обычно и зерно, и металл, и удобрения, и другая сырьевая продукция, составляющая основу товарного экспорта Украины.
Александр Охрименко добавляет к этому, что от снижения углеводородных и иных сырьевых цен теряют не только Россия или наше государство, но потери несут и развивающиеся другие страны, включая Китайскую Народную Республику. Выигрывают, дескать, лишь развитые державы.
А тем временем Национальным банком Украины прогнозируется падение валового внутреннего продукта на 9,5% в нынешнем году. А российское Минэкономразвития говорит об уменьшении ВВП России на 3% в 2015 году.