По всему миру страны зависят от японских атомных технологий. Это является еще одной причиной, почему на японское правительство оказывалось большое давление, чтобы оно не отказывалось от ядерной энергии. Об этом на сайте издания Die Zeit пишет в своей статье «Последние в своем роде» Марлис Укен.
Сердце глобальной ядерной промышленности находится в непримечательном промышленном городе Муронан (на юге острова Хоккайдо в Японии), в котором проживает 100 тысяч человек. Здесь производят то, чего не может больше никто в мире: при помощи четырнадцатитонного пресса Japan Steel Works изготавливают главный компонент атомной промышленности - сосуд под давлением. Его производят цельным, на нем нет ни одного сварного шва.
Кусок стали огромных размеров пользуется большим спросом. Новому поколению ядерных реакторов, как, к примеру, французскому EPR-реактору компании Areva, необходимы как раз такие монстры из японского Муронана. Отсутствие сварных швов свидетельствуют о большей безопасности. Желающие строить атомные электростанции не смогут обойти Японию. Японские компании Mitsubishi Heavy Industries, Hitachi и Toshiba являются одними из главных поставщиков оборудования для АЭС. Они, в свою очередь, достаточно тесно связаны с американскими компаниями. В 2006 году японская Toshiba купила атомную компанию Westinghouse (Соединенные Штаты) за 5,4 миллиарда долларов. В свою очередь, Hitachi сотрудничает с американской General Electric – Siemens'ом.
АЭС - есть ли будущее?
Строительство ядерных реакторов - это очень сложный и довольно дорогой процесс, поэтому во всем мире этим занимаются лишь четыре компании: Китайская национальная ядерная компания, русская «Росатом», французская Areva и Westinghouse/Toshiba. Немецкий концерн Siemens остановил строительство после катастрофы в Фукусиме (2011 год), однако Мюнхен продолжает поставлять запчасти для АЭС, которые тоже используются на обычных электростанциях, к примеру, для паровых турбин.
Однако, как пишет автор, этот бизнес во всем мире находится в упадке. Многие государства борются с большими проблемами при строительстве АЭС. Катастрофа в Фукусиме вызвала неуверенность у инвесторов. Бум в сфере возобновляемых источников энергии немного запутал рынки электроэнергии. Во всем мире инвесторы, граждане и правительства медлят со строительством АЭС. Акции компании Areva (Франция) существенно упали на протяжении последних лет. Рейтинговое агентство Standars & Poor's сейчас оценивает их даже как спекулятивную бумагу.
За год до трагедии в Фукусиме, в 2010 году, в мире начиналось строительство пятнадцати атомных электростанций. Согласно данным критикующего эту отрасль World Nuclear Reports, за минувший год их осталось только 3. Также строительство все больше приходится субсидировать государству. Свежий пример: атомная электростанция Hinkley Point C (Великобритания). Французский оператор EdF смог на многие годы законно обеспечить себе настолько высокую цену киловатта, что конкурирующие энергопоставщики жаловались в Европейский суд на нарушение конкуренции.
Атомного ренессанса не наблюдается: World Nuclear Reports, публикующий ежегодно эксперта по атомной энергетике Майкла Шнайдера, называет глобальный список из восемнадцати ядерных реакторов нынешнего поколения, которые сейчас находятся в процессе строительства. Но опережает всех Япония: модель реактора AP 1000 (Westinghouse-Toshiba) построена на 8 станциях, в частности, на 3 в Соединенных Штатах Америки.
Зависимость от японского производства.
Соединенные Штаты больше всех беспокоились, что японцы прекратят использование атомной энергии. Америка сильно зависит от японского производства. Из всех стран в мире ни в одной нет такого количества ядерных реакторов в сети (на данный момент их 99). Таким же достаточно влиятельным является американское атомное лобби. Согласно словам Шнайдера, после ядерной катастрофы в Фукусиме американские лидеры выступали за то, чтобы японцы сохранили ядерную энергетику. Как же японским компаниям, таким как Toshiba-Westinghouse, удается убедительно продавать продукт, в который перестало верить их собственное правительство? «Отказ японцев от атомной энергии стал бы настоящей катастрофой для атомной промышленности Соединенных Штатов», - отмечает Шнайдер.
И в самом деле, консервативному правительству премьер-министра Синдзо Абэ удалось совершить перелом: вчера впервые после почти четырехлетнего перерыва японская атомная электростанция была подключена к сети. На это атомное лобби отреагировало с облегчением, поскольку атомная промышленность Японии является достаточно важной частью всей мировой индустрии. Как отметила Агнета Райзинг, являющаяся директором Всемирной ядерной ассоциации: «Глобальная ядерная промышленность приветствовала повторный запуск первого реактора».
Если верить Шнайдеру, эта радость продлится недолго. Согласно его словам, если у какой-то сферы в атомной промышленности и существует большое будущее, то это снос АЭС. Глобальный атомный флот существенно устарел, и лишь в некоторых случаях будет выгодна модернизация, соответствующая действующим стандартам безопасности.